Стефания Сандрелли - звезда итальянского кино 60-
90-х гг. Ее стремительный путь наверх напоминает судьбы
многих известных ее соотечественниц, с той лишь разницей,
что успех и признание пришли к ней без помощи влиятельных
режиссеров или продюсеров и без особой поддержки мощной
рекламной машины. Да и сентиментальных или скандальных
историй, столь характерных для кинозвезд, было в ее жизни
немного.
Творческая судьба Сандрелли довольно благополучна и стабильна, личная - «за семью печатями и поэтому окружена
различными домыслами и слухами.
За 40 лет работы в кино
актриса снялась более чем в 90 кинофильмах (не считая множества телесериалов) у известных режиссеров Италии, Франции,. Германии, Венгрии. Она с равным успехом играла в драмах и в комедиях, в фильмах для интеллектуалов и в развлекательных коммерческих лентах - детективах и любовных мелодрамах. Но независимо от масштаба исполняемых ею ролей -
главных или второстепенных, - почти все они отмечены престижными призами и премиями. И это - одно из свидетельств
несомненного таланта актрисы.
Стефания Сандрелли родилась в курортном городке Виореджо в Тоскане. Она росла в семье среднего достатка и име-
ла возможность получить неплохое образование. Но о своих
детских годах впоследствии Стефания вспоминала неохотно:
«Я не знала, что такое счастливое детство. Встречала много
людей, больше злых, чем добрых. На мою искренность мне
отвечали равнодушием». После гимназии девочку отдали в
коммерческое училище, но ее интересы были далеки от будущей профессии. Она участвовала в самодеятельных спектаклях драматического кружка, которым руководили католические монахини. Еще одним увлечением девочки было пение
и джазовая музыка. Позднее пришла любовь к танцу.
Прекрасные внешние данные Стефании, ее фотогеничность
привлекли к ней внимание фотографов. Один из них сделал
целую серию ее фотоснимков, которые попали в популярный
журнал. Став «девушкой С обложки», юная Сандрелли в 14 лет
победила на местном конкурсе красоты. По ее рассказу, все
было очень просто: «Потом, когда я начала краситься и мазаться и строить из себя роковую женщину, меня в 1960 г.
выбрали Мисс Кино ... Да, да, у меня есть лента, на которой
написано «Мисс Кино».
Любите смотреть хорошее кино? Устройте себе настоящие кинопоказы, поставив в комнате домашний кинотеатр. Кино на большом экране с хорошим звуком - мечта настоящих киноманов.
Можно ли было после этого думать о
каком-то другом пути?»
Первые свои роли Сандрелли сыграла в 1961 г. в фильмах
«Ночная молодежь» и «Фашистский вожак». Несмотря на сред-
ний уровень этих лент, девушку заметили, и Пьетро Джерми,
известны и своим даром находить талантливых молодых исполнителей, пригласил ее сняться в своей новой социальной комедии «Развод по-итальянски» (1961 г.). Сандрелли хорошо
понимала, что выбор режиссера бьm продиктован тем, что она
бьmа молода, привлекательна и неопытна, а значит - не обременена актерскими штампами. «Причина того, что Джерми
выбрал меня, быть может, в том, что я еще не актриса, - говорила потом она, - еще полностью завишу от ситуаций и не
всегда умею управлять своими реакциями».
Джерми стал ее
первым учителем, а работа в его фильмах заменила Сандрелли
профессиональное актерское образование. Училась она настолько хорошо и быстро, что уже через три года, после съемок в
фильме «Соблазненная и покинутая» (1964 г.), получила статус
кинозвезды. За исполнение в нем главной роли 18-летняя актриса была удостоена множества наград как в самой Италии,
так и за ее пределами. Но ранний успех не вскружил ей голову.
Она довольно сдержанно отнеслась к своей славе и сопровождающей ее рекламной шумихе. Возможно, отчасти это было
продиктовано обстоятельствами личной жизни молодой актрисы: к тому времени у нее уже была годовалая дочка Аманда,
которую она растила одна, без мужа.
Именно поэтому многи:
отождествляли судьбу актрисы с судьбой только что сыгранной
ею героини. Смеясь, Стефания опровергала слухи: «Вот уж нет,
никакая я не соблазненная и не покинутая!» Но и секретов
своей личной жизни никому не раскрывала.
Ее кинокарьера в течение нескольких десятилетии шла по
возрастающей. Каждый год она снималась в двух-четырех, а
то и пяти фильмах. В большинстве из них она создавала образы современных итальянских женщин с непростым характером и нелегкой судьбой. Именно такие героини были сыграны ею в фильмах «Я ее хорошо знал» (1965 г.), «Любовница Граминьи» (1969 г.), «Альфредо, Альфредо» (1972 г.), «Преступление во имя любви», «Мы так любили друг друга» (оба в 1974 г.), «Терраса» (1980 г.). Это
амплуа У некоторых критиков создало мнение о ней как о
привлекательной, но поверхностной и даже простоватой актрисе не способной на создание глубоких психологических
образов. В действительности это далеко не так.
Сандрелли, к
примеру великолепно «вписалась» В сложные интеллектуальные ленты Б. Бертолуччи «Партнер» (1968 г.), «Конформист»
(1970 г.), «Двадцатый вею (1976 г.), «Ускользающая красота»
(1996 г.). Вспоминая о первых годах работы в кино, актриса
признавалась: «Поначалу Я смотрела на свою актерскую карьеру как на какую-то несерьезную игру и с удовольствием принимала любые роли, какие мне предлагали». Но вскоре она
изменила свое отношение и стала тщательно подходить к вы-
бору сценария, стремиться к работе только с интересными
режиссерами и талантливыми актерами. Среди ее партнеров
по съемочной площадке немало знаменитостей: Марчелло
Мастроянни, Уго Тоньяцци, Жан-Луи Трентиньян, Шарль
Азнавур, Ив Монтан и др. Актриса отказывается от штампованных ролей «диких» южанок, тиражирующих героиню филь
ма «Соблазненная и покинутая». Нередко это приводит к конфликтам, как в случае с крупнейшей итальянской кинофирмой
«Видес- обвинившей Сандрелли в невыполнении контракта.
Но коммерческие издержки ее не смущают. Главным для актрисы является то, что она не сыграла ни однои роли, за ко-
торую ей было бы стыдно. Независимая в искусстве, она остается такой же и в личной жизни. В 1971 г. у нее родился сын
Вито, которого так же, как и Аманду, она растила сама.
Сандрелли по-прежнему очень востребована кинематографом,
много снимается на телевидении, хотя теперь чаще выступает в
ролях второго плана. одна из последних работ актрисы в итало-
французском фильме Этторе Сколы «Ужин» (1998 г.) была удо-
стоена высшей итальянской кинопремии «Давид «Донателло».
Этот фильм, по мнению критики, кaк и многие другие с участием Сандрелли, является жемчужиной европейского кино. Новый успех актрисы означает, что, однажды «соблазненная» кинематографом, она, к счастью, все еще им не покинута.
|