Жерар Филип родился 4 декабря 1922 года в Канне. Его
отец, Марсель Филип, бывший адвокат, владел крупными земельными
угодьями в Провансе, небольшой гостиницей в Грассе. Мать, Мину Филип,
происходила из семьи пражского булочника. Жерар едва не умер при
рождении, его чудом спас врач. Мальчик рос медленно, поздно начал ходить
и говорить.
Филип учился в колледже Станислава. Читал мало. Больше
любил слушать джаз, плавать, играть в теннис и волейбол. Вскоре учебу
пришлось прервать – Жерар заболел сухим плевритом. Поправившись, он сдал
экзамен экстерном.
Когда Филип выступил на благотворительном вечере с
чтением стихов, старая актриса «Комеди Франсез» сказала ему после
концерта: «Ваше призвание – театр». Отец Жерара думал иначе. Сын должен
был ехать в Ниццу учиться на юриста.
И все-таки Филип предпочел профессию актера. Он проходит
несколько проб, прежде чем получить роль Мика в комедии Андре Руссена
«Совсем простая девушка», которую ставил в каннском казино Клод Дофен.
После успешного дебюта Филип отправился в гастрольную
поездку по провинции. Ницца, Марсель, Лион… Он запомнился в спектаклях
«Путешественник без багажа» Ануя и «Девчонка знала…» Аге.
Летом 1943 года Жерар снимается у Аллегре в фильме
«Малышки с Набережной цветов», а в октябре поступает в Консерваторию,
где попадает к мудрому педагогу Жоржу Леруа. Но перед выпускным
экзаменом Жерар неожиданно уходит из Консерватории, соблазнившись
предложением Лакомба сыграть в картине «Страна без звезд» (1946). Увы,
фильм не имел успеха.
Чтобы получить главную роль в пьесе «Калигула», Филип
встретился с ее автором, знаменитым писателем Альбером Камю. После
двухчасовой беседы ему удалось привлечь на свою сторону мэтра. Режиссер
Эберто, до этого выступавший против кандидатуры Жерара, вынужден был
сдаться.
Спектакль стал событием в театральной жизни французской
столицы. Критики недоумевали, как мог справиться начинающий актер со
сложнейшей ролью. Марлен Дитрих, посетившая спектакль, была от него в
восторге. Она убеждала Филипа посвятить себя кино: «Романтизм в театре –
дело прошлое, а в кино – будущее. С вашими данными, Жерар, на экране
можно делать чудеса».
Вскоре Филипу удалось получить роль Мышкина в
экранизации «Идиота» Достоевского. Режиссеру Лампену пришлось с Жераром
нелегко: он был упрям, слишком верил в собственное ощущение образа.
Актриса Эдвидж Фейер, возмущенная чрезмерной, на ее взгляд,
самостоятельностью Филипа, устраивала истерики, а после премьеры
«Идиота», когда критика в один голос заявила, что в фильме по-настоящему
удался только князь Мышкин, перестала с ним здороваться. Киновед Садуль
отметил: «В труднейшей роли князя Мышкина Жерар филип показал себя
одним из лучших актеров нашего времени…»
В апреле 1946 года Филип отдыхал на юге Франции, в
Пиренеях, в обществе Николь Фуркад – жены крупного китаиста и дипломата,
с которой он познакомился в Ницце три года назад. Вернувшись с
очередной прогулки по горам, Жерар обнаружил телеграмму от продюсера
Греца с предложением сняться в картине Клода Стана-Лара «Одержимый» по
знаменитому роману Радиге. Филип ответил согласием и в двадцать четыре
года блистательно сыграл 16-летнего подростка. «Одержимый» пользовался
большим успехом у публики, особенно у молодежи. Серж Реджиани произнес
знаменитые слова: «Все складывалось так, словно Жерар был оправданием
нашего поколения. У каждого из нас есть свои достоинства, он же обладал
ими всеми одновременно».
После «Идиота» и «Одержимого» Филип прочно утвердился в
амплуа героя-любовника. Крепко сложенный, с горделивой осанкой,
удивительно сочетающий в себе античную мужественность с женской
хрупкостью и мальчишеским изяществом, он заинтересовал продюсеров из
Голливуда. Однако Жерар предпочитал сниматься в Европе.
В начале 1947 года он отправился в Рим, где Кристиан-Жак
приступил к работе над картиной «Пармская обитель» по роману Стендаля. В
роли Фабрицио дель Донго актер лихо дрался с Жилетти, ловко орудовал
напильником, сокрушая решетку камеры на башне Фарнезе, и бесстрашно
спускался на канате (без дублера!) с 18-метровой высоты…
На съемках «Пармской обители» Жерар Филип подружился с
актрисой Марией Казарес. Вместе с режиссером Витали они поставили пьесу
Пишетта «Откровения». Наутро после премьеры многие критики писали о
торжестве и прелести древнего Эроса, который наполнял игру актеров, а в
одной рецензии даже утверждалось, что случись героям прямо на подмостках
заняться сексом, то это никого бы не шокировало.
Актриса Мария Казарес позже писала: «Подлинного Жерара я
никогда не знала. Он проходил по жизни неуловимый, невидимый… Глубоко
романтичный, влюбленный в легенды, он жил словно в изгнании – между
небом и землей. Он был одновременно слабым и необычайно сильным».
Этапной для Филипа стала роль в фильме «Красота дьявола»
(1948) Рене Клера. Его шевалье Анри, по словам Садуля, «подлинно
современный герой, который борется за свободу и защищает ее».
Интересы Филипа не замыкались на кино. Он был активным
членом французского Национального совета движения сторонников мира.
Жерар ездил в парижскую колонию для несовершеннолетних правонарушителей,
выходил на демонстрацию против войн в Индокитае и Корее, записывал
тексты Карла Маркса на грампластинки для «Звуковой энциклопедии»,
заседал в Союзе актеров… «Что же было в Жераре такого, чего не было в
других? И внезапно нужное слово возникает в моей голове: чистота, –
писал тогда театральный критик, литератор Кристиан Мегре. –
Действительность, судя по тому, что печатают каждое утро наши газеты,
является жуткой, чтобы не сказать грязной. Жерар Филип обладал чистотой –
добродетелью врожденной и тем более ценной, что ей не было места в
нашей эпохе».
На пятом Авиньонском театральном фестивале Филип запомнился в спектаклях «Сид» Корнеля и «Принц Гомбургский» Клейста.
Трагедию «Сид» начали репетировать весной 1951 года.
Жерар долго не чувствовал своего персонажа. Наконец режиссер Вилар
предложил: «По-моему, мы принимаем „Сида" слишком всерьез. Ведь это
трагикомедия, „эспаньолада". Попробуй сыграть легко, непринужденно, иди
от движения танцора фламенко». И Жерар мгновенно нашел настроение
Родриго.
После премьеры 15 июля 1951 года Вилар писал художнику
«Сида» Леону Гишиа: «Ты просто можешь повеситься, старина. Какую мы
одержали победу, а ты ее проворонил. Жерар играл ослепительно… Он создал
такого Родриго, что меня бросало в дрожь. Он показал себя настоящим
человеком, таким, каких любят, каким ты и я стараемся быть изо всех
сил».
В «Сиде» критики и зрители признали Филипа идеальным
исполнителем. После каждого представления (а их было всего 199) Жерара
вызывали по двенадцать – пятнадцать раз…
29 ноября 1951 года в Нейи Филип женился на Николь
Фуркад. Николь ушла к нему от мужа-дипломата с семилетним сыном. Мать
Жерара была против этого брака и на свадьбу не пришла.
Филип дал жене новое имя – Анн, считая его более
поэтичным. Он восхищался Николь и часто цитировал замечание Ницше о том,
что «брак – это еще и продолжительная беседа». Любовь к жене Жерар
показывал всем без ложной скромности – за кулисами в театре брал ее на
руки, целовал. Первенцем в семье Филипа была дочь, а через полтора года
появился на свет Оливье.
В августе 1951 года начались съемки фильма «Фанфан-Тюльпан», «комического вестерна» об эпохе Людовика XV.
Отныне все его последующие работы будут восприниматься
сквозь легенду Фанфана. Люди всех национальностей рукоплескали
«Фанфану-Тюльпану». Толпы поклонниц осаждали гостиницы. Это продолжалось
часами. К своему успеху Жерар Филип относился удивительно спокойно.
Режиссер Кристиан-Жак после премьеры сказал: «Именно в
роли Фанфана-Тюльпана для меня раскрылся Жерар – веселый,
очаровательный, полный энтузиазма проказник, подчас даже не знающий
границ запретного…»
Филип тем временем снимается в роли, полностью
противоположной Фанфану. В комедии Рене Клера «Ночные красавицы» он
играет музыканта Клода. Премьера фильма состоялась в ноябре 1952 года.
Зрители тепло встретили новую работу актера.
Весной Жерар уезжает в мексиканскую деревушку Альворадо,
где на берегу знаменитого залива Ив Аллегре снимает «Горделивых».
Режиссер говорил в интервью: «Я хотел сделать документальную ленту о
Мексике с кинозвездами». Вместе с Филипом (Жорж) в картине снималась
знаменитая Мишель Морган (Нелли).
В следующей работе Жерар вернулся к своей центральной
актерской теме тех лет – национальной самокритике. В основу фильма
«Господин Рипуа» Клемана был положен роман писателя Луи Эмона «Господин
Рипуа и Немезида». Его герой – молодой соблазнитель, современный Тартюф.
После съемок Рене Клеман сказал о Филипе: «Этот человек, излучающий
нежность, имеет душу ребенка…»
В июле 1953 года Филип сыграл в спектакле «Лорензаччо»
Мюссе. После того как Вилара положили в больницу, за постановку взялся
сам Жерар. Весь спектакль он замыкал на себя в роли Медичи. Филип искал
ритм – стремительный, подвижный, емкий, для этого сам монтировал
тридцать восемь картин Мюссе, подрезал, сокращал, делал интригу более
гибкой.
Через год начались репетиции «Рюи-Блаза» Гюго и «Ричарда
III» Шекспира. Жерар считал Рюи-Блаза своей лучшей ролью в театре. По
словам критика Готье, он «шекспиризировал своего героя». Опыт
«шекспиризации» Гюго помог актеру справиться с ролью, казалось бы,
противопоказанной его таланту, – Ричардом III. Филип играл слабого
человека, которому не по плечу королевская порфира, но который изо всех
сил цепляется за нее.
В 1955—1957 годах он почти безраздельно отдавал кино,
но, пожалуй, ни в одной из его ролей не чувствовалась так актерская
школа Вилара, как в Жюльене Сореле. Премьера «Красного и черного»
Отана-Лара состоялась 29 октября 1954 года в Париже. Теперь зрители
отождествляли Филипа с героем романа Стендаля.
«Меня часто спрашивают, чувствую ли я полное слияние с
персонажем? – говорил Филип. – Честно говоря, почти никогда. Думаю, что
подобное слияние актеру вообще не под силу. Всегда есть контроль.
Сначала приходится создавать образ в воображении, потом, так сказать,
облекать его в плоть, но при обязательном контроле над собой. Тут не
помогают ни реквизит, ни декорации. Они приданы в помощь зрителю.
По-моему, актерский образ – это вроде копии твоего внутреннего мира,
которую нужно ухватить».
В 1955 году Жерар Филип снова снялся у Клера. На этот он
сыграл армейского донжуана, очаровательного лейтенанта драгунского
полка Армана де ла Верн в «Больших маневрах».
В следующем году Филип совместно с Ивенсом поставил
«Тиля Уленшпигеля» и исполнил в нем главную роль. Изменив прежней
сдержанности, он охотно рассуждал о новой работе: «…светлый ум,
искрящийся остроумием и дерзостью, доброе сердце, безрассудная храбрость
и благородная душа – таким я себе представляю Тиля, полулегендарного
героя средневековой Фландрии. Тиль похож на Фанфана, но мне сейчас
гораздо важнее их отличие. Одно, весьма существенное, заключается в том,
что Тиль по-человечески гораздо глубже, в нем больше чувствуется
обобщенность».
Последние годы жизни Жерар пробовал себя в разных
киножанрах – комедии, мелодраме. От Аллегре он попадал в руки Беккера,
потом к Дювивье, Отану-Лара, Вадиму и, наконец, к Бунюэлю. Критики
отметили его в роли художника Амедео Модильяни в мелодраме «Монпарнас,
19» (1957) Беккера.
Летом 1958 года Жерар вернулся к Вилару в ННТ. «Волнение
актера – от предстоящего контакта со зрителем, – говорил Филип. – Я
сравниваю нашу профессию с профессией тореадора, вынужденного каждый раз
мобилизовывать все свои силы, чтобы не быть сраженным быком. И в нашей
профессии нужно избегать гнева зрителей». В «Капризах Марианны» Мюссе он
сыграл Оттавио, а в «Любовью не шутят» (режиссер – Клер) – Пердикана.
Постоянная тяга Жерара к контрастным ролям сказалась в
его последней роли в фильме «Лихорадка приходит в Эль Пао» Бунюэля.
Филип создал сложный образ идеалиста-интеллигента, отстаивающего при
тяжелом режиме диктатуры свою позицию невмешательства и непротивления
злу…
Осенью 1959 года Жерар почувствовал себя особенно
утомленным. Анн заставила его показаться врачам. Филипу сделали
операцию. Но болезнь была неизлечимой – рак печени. Об этом знала только
Анн, и до конца она ничем не выдала себя…
Жерар Филип умер 25 ноября 1959 года, в возрасте
тридцати семи лет. Хоронили актера 28 ноября, в канун десятой годовщины
его свадьбы и за семь дней до дня рождения. На смертном одре он был в
костюме Родриго. Когда-то в Авиньоне, сыграв роль Сида, Жерар сказал
Анн: «Если вдруг умру, похороните меня в этом колете и плаще…»
Его любимым драматургом был Мольер, поэтом – Поль Элюар.
Самой выдающейся личностью XX века он считал Ленина. Жерара больше
всего удивляла кратковременность жизни. На вопрос «Боитесь ли вы
смерти?» отвечал: «Да, очень боюсь»…
Весть о смерти Жерара Филипа потрясла и привела в ужас
миллионы почитателей его божественного таланта. Марлен Дитрих писала:
«Филип Жерар. Идеальный актер, персонификация романтического героя как в
духовном, так и физическом плане. Впервые я увидела его в „Калигуле",
когда он только начинал свой путь, а потом, потрясенная, ожидала у
дверей гардероба. Его смерть задела меня глубоко, и не только потому,
что я потеряла близкого человека. В его лице мировая сцена лишилась
романтического идеала».
Марлон Брандо признался, что самым любимым для него
актером был Жерар Филип: «Другого такого блестящего романтика, имеющего
благороднейшую душу и сердце, в кино не появлялось. Я глубоко ценю его
как актера и человека. Он умел дарить добро…»
Игру Жерара Филипа хвалили Кокто, Сартр, Камю… Киновед
Жорж Садуль, посвятивший творчеству Филипа немало страниц, утверждал:
«Любая гениальная личность (а Жерар был гением) – сложный феномен,
выражающий скрытые от глаза духовные устремления своей эпохи. Тальма
служил объяснением нашей Революции и Империи, Фредерик-Леметр –
Романтизму. Филип объяснял всем нашу страну и наше время – послевоенные и
пятидесятые годы».
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Жерар Филип", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.