Родился
Дмитрий Дмитриевич Шостакович 25 сентября 1906 года. Отец его, Дмитрий
Болеславович, - инженер-химик, сотрудник Менделеева, был большим любителем
музыки. Обладатель мягкого, приятного баритона, он с тонким вкусом исполнял
романсы и народные песни, выступая на домашних вечерах.
Любовь к пению,
музыке перешла к нему от отца - Болеслава Шостаковича - профессионального
революционера, сосланного царским правительством на вечное поселение в Сибирь.
Поэтическая
тонкость души, настоятельная потребность в общении с искусством были присущи и
другим членам семьи Шостаковичей. Музыкально одаренной была мать будущего
композитора - Софья Васильевна. Когда Мите исполнилось одиннадцать лет, она
решила определить его в частную музыкальную школу Гляссера.
Незаурядные
способности мальчика были многими замечены, и на одном из музыкальных вечеров,
он был представлен известному композитору, директору Петроградской
консерватории Александру Константиновичу Глазунову, который внимательно отнесся
к начинающему музыканту. Не отрицая его исполнительского дарования, Глазунов
посоветовал ему всерьез заняться композицией, считая ее основным призванием
талантливого юноши.
Рассказывали, что
Глазунов назвал его новым Моцартом - так поразил он всех своей необыкновенной
музыкальностью, прекрасной памятью, тонким слухом и композиторским даром,
который проявился в небольших прелюдиях для фортепиано, сочиненных им незадолго
до поступления в Петроградскую консерваторию и исполненных перед
экзаменационной комиссией.Развитие талантливого юноши, уже в
стенах Петроградской консерватории, протекало стремительно и бурно.
Окружающих - и
профессоров, и студентов - поражала необыкновенно яркая и разносторонняя его
одаренность:блестящая музыкальная память, умение прекрасно читать
с листа не только фортепианную литературу, но и сложные оркестровые партитуры,
пытливый, острый ум, способный быстро воспринимать и оценивать все, что он
слышал в классах консерватории, на концертах.
Но вскоре ко всем
этим юношеским впечатлениям и увлечениям прибавилась и серьезная обязанность -
материальная забота о семье. В 1922 году, когда юноша переходил на последний
курс консерватории, умер его отец. После смерти отца нужно было не только
напряженно учиться, но и работать. Юноша устроился музыкальным иллюстратором в
один из кинотеатров Ленинграда.Поскольку звук в немом кино
отсутствовал, его заменяло фортепианное сопровождение.
Естественно, что
все это явилось для талантливого и добросовестного юноши дополнительной
нагрузкой, которая не могла не сказаться на его здоровье. Но, тем не менее, он
вынужден был продолжать работу в кино, что очень мешало и отвлекало от
систематических музыкальных занятий, которым он по-прежнему придавал
первостепенное значение.
Тем не менее,
обучение в консерватории по классу фортепиано было удачно завершено, и в 1923
году Дмитрий Шостакович начал свой самостоятельный артистический путь. К этому
времени он был автором значительного количества произведений. А к окончанию
консерватории создал Первую симфонию. Эта симфония сразу же определила место
Шостаковича в советской симфонической музыке, снискав ему славу одного из
лучших и зрелых - несмотря на возраст - композиторов.
И действительно, в
ней он предстал как самобытная, вполне определившаяся творческая личность со
своим особым, неповторимым, только ему свойственным музыкальным почерком.
Благодаря обилию
различных тем-образов, их тесному переплетению, взаимодействию, столкновению,
противоборству, симфония действительно сродни роману, а зачастую превосходит
его по психологической и эмоциональной глубине образов, разнообразию
настроений, их тончайших оттенков, передать которые слово порой бессильно.
В 1925 году
Дмитрий Шостакович закончил и композиторский факультет консерватории. Он с
успехом выступает и как пианист:исполняет не
только свои произведения, но и классическую музыку. На международном конкурсе
пианистов в Варшаве (1927) Шостакович был награжден почетным дипломом.
Первые серьезные
достижения Шостаковича в развитии гражданской тематики в музыке - его Вторая и
Третья симфонии (1927-1929). И в творчестве композитора, и в истории советской
музыки они занимают место особое, ибо явились одними из первых симфонических
произведений, где была отражена революционная тема.
В конце 1920-х
годов Шостакович начинает сотрудничать с некоторыми театральными режиссерами и
кинорежиссерами - музыкально оформляет драматические спектакли и кинофильмы тех
лет.
Разные эпохи,
разных людей, их чувства и настроения отображали фильмы, музыкально оформленные
Шостаковичем.Интересны песни рабочих окраин, которые композитор
ввел в кинофильм „Человек с ружьем” („Тучи над городом встали”) и в
кинотрилогию о Максиме („Крутится, вертится шар голубой”). Они не только верно
передавали аромат эпохи, но и прочно вошли в музыкальный быт 1930-х годов.
Особой заслугой
Шостаковича является то, что он первым из советских композиторов ввел в
кинофильм песню как лейтмотив, то есть музыкальное воплощение определенной
мысли, настроения, характеристики действующего лица или группы лиц. Так,
например, лейтмотивом кинофильма „Встречный” является знаменитая „Утренняя
песня” (или „Песня о встречном”), рисующая коллективный образ молодых рабочих.
Прекрасная,
напевная мелодия этой песни, ее упругий, волевой ритм, светлый, радостный
характер так полно выражали свою эпоху - эпоху строительства новой жизни, что
песня стала ее знаменем, символом. Она легко перешагнула границы и вскоре
зазвучала во всех странах Европы, где ее быстро „присвоили”, забыв об авторе. „Да,
это наша песня, - сказали там однажды одному из наших композиторов. - Но,
кажется, у вас в России тоже есть что-то похожее. Кажется.”В Швейцарии она стала свадебной песней, а в 1948 году, наделенная новым
текстом, была объявлена Гимном ООН.
В 1928 году
композитором была создана первая опера - „Нос” на сюжет повести Н. В. Гоголя.
Обращение к произведению великого русского писателя сыграло важную роль в
развитии Шостаковича как художника, выявило своеобразие, оригинальность его
устремлений.
Так же, как
Гоголь, он был уверен в том, что литература, искусство могут изменить жизнь,
сделать ее не только осмысленной, но и прекрасной, - нужно только показать все,
что делает ее безобразной, подчеркнув, что много зависит от самих людей.
Те же черты -
сатирический гротеск и бытовая сатира - присутствуют и во второй опере
Шостаковича - „Катерина Измайлова” (1932). Но основным здесь стал высокий
трагедийный пафос потому опера имеет подзаголовок „трагедия-сатира”.
Сюжетом оперы
послужила повесть Н. С. Лескова „Леди Макбет Мценского уезда”, с сокращениями,
с иной расстановкой акцентов. В центре оперы - простая русская женщина,
искренне полюбившая и не размышляющая о последствиях своей любви. Главным для
композитора стали глубина чувства, переживания героини, ее угрызения совести.
Интересно
отметить, что такое глубоко трагедийное произведение создавалось одновременно с
комедийным балетом „Светлый ручей”, близким по музыке к предыдущим балетам
Шостаковича „Золотой век” и „Болт”.
Оперы „Нос” и „Катерина
Измайлова”, балет „Золотой век” в 1936 году подверглись уничтожающей критике в
статье „Сумбур вместо музыки” в газете „Правда”. Подающий большие надежды
композитор, которому была близка атональность Шёнберга и конструктивизм
Стравинского, а также джаз, музыкальный футуризм, получил жестокий удар.
С этого рокового
момента было запрещено исполнять написанные ранее произведения, и Шостакович
был вынужден отменить исполнение Четвертой симфонии. Какой след это оставило в
его душе? Увидеть улыбку на лице этого человека, прикрывавшего глаза темными
непроницаемыми стеклами очков, было большой редкостью.
В результате
Шостакович упростил свой музыкальный язык, что особенно заметно в струнном
квартете и квинтете того периода.
Понятно, почему
музыка Пятой симфонии полна такого огромного напряжения и трагедийной силы.
Ее основное
содержание составил богатый и разнообразный мир человеческих переживаний,
чувств:страстные, волевые порывы - и мучительная, затаенная
боль, стремительное нагнетание динамики, действия - и тихое восхищение перед
жизнью, перед ее извечной, непреходящей красотой и мудростью.
Пятая симфония
явилась первой кульминацией симфонического творчества Шостаковича, одной из
вершин всего советского симфонизма.”Оптимистической
трагедией” назвали ее современники „Страшная сила эмоционального воздействия,
но сила трагическая”, - говорил об этой симфонии писатель А. Фадеев.
В своем
триумфальном шествии симфония легко перешагнула границы нашей страны и
многократно звучала за рубежом. Так, в сезоне 1937-1938 года ее услышали жители
французской столицы в одном из концертов, состоявшем „из лучших произведений
современной музыки”, - как писалось в одной из парижских газет. На этом
концерте, помимо двух произведений признанных французских композиторов - Ж.
Орика и Ш.Кёхлина, - прозвучала и Пятая симфония в исполнении
парижского симфонического оркестра под управлением Р. Дезормьера.
Тем временем
Шостакович работал уже над новой своей симфонией - Шестой. Композиция Шестой
симфонии несколько необычна, неожиданна. И, тем не менее - это звено одной цепи
исканий, по-прежнему устремленных и смелых.
В 1937 году
Дмитрий Дмитриевич становится преподавателем Ленинградской консерватории и
через два года получает звание профессора. Было ему тогда 33 года.
Несмотря на то,
что педагогическая деятельность его была недолгой (он преподавал в
Ленинградской консерватории в 1937-1941 годах и в Московской консерватории в
1943-1948 годах), влияние его на развитие советской музыки оказалось огромным.
Его богато одаренная натура и в этой области проявила себя ярко и талантливо.
Дмитрий Дмитриевич помог сформироваться таким неповторимым творческим индивидуальностям,
как Г. Свиридов, Кара Караев, Б. Чайковский, Ю. Левитин, и другим.
Начавшаяся в 1941
году война отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени.”Нашей
борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду
- и посвящаю свою 7-ю симфонию”, - написал на партитуре Шостакович летом 1941
года
В его душе,
кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое
должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. Все передуманное,
перечувствованное в первые военные дни, месяцы требовало выхода, искало своего
воплощения в звуках.
С необычайным
воодушевлением принялся композитор за создание своей Седьмой симфонии. „Музыка
неудержимо рвалась из меня”, - вспоминал он потом. Ни голод, ни начавшиеся
осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбежки не могли
помешать вдохновенному труду.
Общее содержание
симфонии - противопоставление и борьба двух непримиримо враждебных образов. Это
уже не отвлеченные категории добра и зла, а вполне конфетные образы:мир советских людей и фашизм.
Завершилась
симфония уже в Куйбышеве, куда Шостаковича больного, ослабевшего от голода, с
двумя малолетними детьми вывезли самолетом.
Там же, в
Куйбышеве, и состоялась премьера симфонии - 5 марта ее исполнил оркестр
Большого театра. Вскоре Седьмая симфония прозвучала и в Москве.
А 9 августа того
же года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть -
оно даже назначило на этот день парад своих войск в Ленинграде, - Седьмая
симфония Шостаковича была исполнена в этом городе - измученном блокадой, но не
сдавшемся врагу.
Не меньший
энтузиазм встретила симфония и за рубежом. Заснятая на фотопленку, миновав
минные поля Атлантики, она прибыла в Нью-Йорк, где ее уже ждали лучшие дирижеры
Америки - Л. Стоковский, А. Тосканини, С. Кусевицкий.
Премьеру симфонии
транслировали все радиостанции США, Канады, Латинской Америки - ее слушало
около 20 млн. человек.
Более 60 раз
прозвучала эта симфония на Американском континенте в течение лишь нескольких
месяцев 1942 года!В 1943 году Шостакович вернулся из эвакуации и поселился в
Москве. Отныне он навсегда связал себя с этим городом. Здесь он работает над
Восьмой симфонией.
Восьмая симфония -
своего рода трагедийная кульминация в творчестве Шостаковича. Она продолжает
раскрытие военной темы, начатое в Седьмой симфонии, но по своему характеру,
образному строю в известной мере противостоит ей.
Образ смерти
предстает в этой симфонии как страшная, испепеляющая все живое сила. И для
такой музыки естественно нервное, трепетное биение ритмического пульса, сложный
гармонический комплекс звуков, передающий напряжение.
Дважды принимался
Шостакович за создание новой - Девятой симфонии, и наконец осенью 1945 года она
была впервые исполнена сначала в Ленинграде, а затем в Москве.
Каждая из пяти ее
частей заключает в себе свой особый мир чувств и настроений. Но всех их
объединяет светлое мироощущение, которое впервые за последние годы зазвучало в
творчестве Шостаковича.
Кончилась война.
Произведения Шостаковича с огромным успехом звучали в исполнении лучших
музыкантов на всех континентах земного шара. И тем не менее, в тот период
композитор вновь был подвергнут уничижительной критике. Его произведения
назвали ненужными и даже вредными формалистическими опытами.1953 год принес
СССР большие перемены
Под впечатлением
событий того времени создал Шостакович свою новую, Десятую симфонию - одно из
самых лиричных произведений.
Музыка Десятой
симфонии прекрасна своей выразительностью и напевностью. Причем характер большинства
мелодий - исконно русский, глубоко лиричный, проникновенный. И, возможно,
потому при всем неоспоримом совершенстве предыдущих симфоний Шостаковича
Десятая выделяется особым, высоко поэтичным строем основных своих образов, их
теплотой и глубокой человечностью.
В 1955 году наш
народ торжественно отмечал пятидесятилетний юбилей первой русской революции
1905 года. Это вдохновило композитора на создание новой, Одиннадцатой симфонии,
которая прозвучала впервые в 1957 году.
Одиннадцатая
симфония открывает совершенно иной мир музыкальных образов и начинает собой
развитие иного типа симфонических произведений в творчестве Шостаковича -
программного.
Основной
особенностью симфонии является то, что ее музыкальная ткань пронизана мелодиями
старых революционных песен. И хотя эти мелодии „поют” здесь только инструменты
оркестра, но благодаря своей широкой известности они входят в сознание
слушателей как песни со словами.
Теме революции
Шостакович посвятил и свою следующую - Двенадцатую симфонию 1917 год”.
Литературной
основой Тринадцатой симфонии, завершенной в 1961 году, стали стихи Е. Евтушенко
- поэма „Бабий Яр”. Музыка и слово являются в ней равными компонентами для
выражения не только сложных движений человеческой души, но конкретных событий -
личных или исторических, которые составляют основу содержания того или иного
произведения.
События далекого и
недавнего прошлого определили содержание симфонии, и их описание соседствует с
размышлениями и лирическими высказываниями композитора.
В 1963 году
Шостакович пишет свое новое сочинение - вокально-симфоническую поэму „Казнь
Степана Разина”. И снова литературным материалом, который лег в основу этого
произведения, послужил отрывок из поэмы Е. Евтушенко „Братская ГЭС”.
Поэтическое слово и музыка, тесно переплетаясь, участвуют в этом произведении
как равно необходимые, равнозначные элементы для передачи замысла.
Основу содержания
поэмы составляют далекие события русской истории XVII века. Но музыка,
повествуя о них, звучит светло и современно, что приближает их к нам.
Новые симфонии
Шостаковича - Четырнадцатая (1969) и Пятнадцатая (1971) - обрисовывают круг
морально-этических проблем нашего сложного времени и вместе с тем
общечеловеческого значения. Во всех этих произведениях мы неизменно ощущаем
породившую их эпоху, с обнаженными контрастами и необычайно напряженным ритмом
жизни.
Пятнадцатая
симфония - последняя симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Она завершила
собой почти полувековой путь выдающегося композитора-симфониста. Композитор умер
9 августа 1975 года.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.