Имя Ванды Ландовской было овеяно легендами еще при жизни. Она стояла у самых истоков возрождения старинной музыки и клавесина. «Чем больше я живу произведением и проникаюсь его
смыслом, тем больше новых красот я в нем открываю, — писала Ландовска. —
Затем я развиваю и углубляю мою интерпретацию.
Я чувствую, как
погружаюсь в эти всепоглощающие волны, как они уносят меня. Главное
значение имеет не успешное исполнение пьесы, но та страстная и упорная
борьба, настойчивость перед лицом каждой трудности, которая всегда
приносит обновленную радость».
Ванда Ландовска родилась в Варшаве 5 июля 1879 года.
Музыкой она начала заниматься уже с четырехлетнего возраста. «Моим
первым учителем, — вспоминала Ландовска, — был добродушный молодой
человек. Он разрешал мне бегло просматривать музыку, которая доставляла
мне удовольствие. Но что меня действительно восхищало и очаровывало —
так это музыка старых времен. Дома, в Варшаве, жизнь в 80-е годы
протекала спокойно и скромно. Но однажды будничная монотонность была
нарушена анонсом о приезде пианистки, ученицы Листа…
Она сразу, не объявив названия, начала играть пьесу,
которую я не знала. Ее ритм и мелодический рисунок поразили меня.
Благородство мелодии напомнило мне какой-то известный танец… Закончив,
исполнительница встала и объявила: „Это — 'Тамбурин' Рамо". С тех пор я
всегда играю этот „Тамбурин". Я вспоминаю то наслаждение, которое я
испытала, впервые услышав его много лет назад».
То была знаменитая Софи Монтер — любимая ученица Листа, которая с успехом гастролировала в то время во многих странах Европы.
Довольно скоро девочка уже начала брать уроки у
известных варшавских музыкантов Яна Клечиньского и Александра
Михаловского. В семнадцать лет Ванда едет в Берлин, где начинает
заниматься композицией и контрапунктом у Генриха Урбана, а также берет
уроки фортепиано у Морица Мошковского и некоторых других музыкантов.
Именно в Берлине Ландовска впервые услышала «Рождественскую ораторию»
Баха, которая произвела на нее неизгладимое впечатление.
В 1900 году Ландовска поселилась в Париже. Этот
первый парижский период ее жизни длился до 1913 года. За несколько лет
клавесинистка приобрела авторитет в парижских музыкальных кругах.
Альберт Швейцер, автор книги о Бахе 1905 года, высоко оценил искусство
Ванды: «Кто раз слышал, как Ванда Ландовска играет Итальянский концерт
(Баха. — Прим. авт.) на чудесном плейелевском клавесине, украшающем ее
музыкальную комнату, тому трудно представить себе, что его можно сыграть
и на современном рояле».
Клавесин, упомянутый Швейцером, изготовила по заказу
Ландовской крупнейшая парижская фабрика музыкальных инструментов
«Плейель». Но первые инструменты клавесинистку не удовлетворили.
«Для того чтобы выбрать наилучшее сочетание
регистров и наиболее удобно расположить их, — пишет А. Майкапар, — В.
Ландовска вместе с техническим руководителем фирмы „Плейель" посетила
один из крупнейших европейских музеев музыкальных инструментов в Кельне.
Изготовление нового инструмента заняло несколько лет: только в 1912
году Ландовска продемонстрировала новый большой концертный клавесин на
баховском фестивале в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша).
В отличие от первого клавесина новый инструмент имел
так называемый шестнадцатифутовый регистр, то есть ряд струн,
настроенных на октаву ниже обычного. На крышке нового инструмента
помещена была табличка с надписью: „Нижний регистр, так называемый
шестнадцатифутовый, был добавлен в клавесинах 'Плейель' начиная с 1912
года по просьбе и согласно советам Ванды Ландовской"».
Звучание этого замечательного инструмента
впоследствии было зафиксировано на многих грампластинках Ландовской, в
частности на нем целиком записан «Хорошо темперированный клавир Баха».
В те годы концертная деятельность Ландовской
приобретает все более широкий размах. Молодая пианистка и клавесинистка
совершает ряд успешных турне по странам Европы. Трижды она побывала в
России — в 1907, 1909 и 1913 годах. После первых гастролей А. Оссовский
писал: «Артистка с головы до ног, художница, прямо влюбленная в красоту
былого искусства и умеющая заражать этой любовью всякого чуткого
слушателя. Для этого ей дан природой темперамент проповедника…»
В свой первый приезд в Россию клавесинистка посетила
в Ясной Поляне Л.Н. Толстого. Секретарь Толстого Н. Гусев записал в
дневнике 23 декабря 1907 года: «Играет Ванда Ландовска на привезенном с
собой инструменте — клавесине и на фортепиано. Из всего, что она играла,
Льву Николаевичу более всего понравились старинные французские народные
танцы и восточные народные песни (…). Уходя спать, Лев Николаевич на
прощанье сказал Ландовской (по-французски): „Я вас благодарю не только
за удовольствие, которое мне доставила ваша музыка, но и за
подтверждение моих взглядов на искусство". Игра Ландовской с технической
стороны безукоризненна».
Значительнейшим событием для Ландовской стал выход в
1909 году книги «Старинная музыка», написанной ею вместе с мужем Анри
Лью. Д. Ресто свидетельствует, что книга «произвела подлинную сенсацию в
музыкальном мире».
После того как в 1909 году директором Высшей
музыкальной школы в Берлине стал Герман Кречмар, он обратился к
Ландовской с предложением организовать в школе класс старинной музыки и
клавесина. Артистка с радостью приняла предложение, и в 1913 году класс
был открыт. Но начавшаяся вскоре Первая мировая война не позволила
развернуться ей на новом поприще.
Сразу после войны Ландовска возвращается в столицу
Франции и принимает приглашение вести класс фортепиано в Высшей
музыкальной школе. А в 1925 году клавесинистка открывает свою Школу
старинной музыки, где со временем воспитает многих отличных
исполнителей. Вместе с тем Ландовска не перестает концертировать. Так
Ландовска часто и с большим успехом исполняет произведения Моцарта,
создавая собственные каденции ко многим его фортепианным концертам.
Важным событием в жизни Ландовской явилась встреча в 1922 году во время
гастролей в Испании с выдающимся испанским композитором Мануэлем де
Фальей.
Проявив большой интерес к звучанию клавесина, Фалья
ввел его в свою партитуру. На премьере оперы 25 июня 1923 года партию
клавесина исполнила, конечно, Ландовска. Еще через три года этот
композитор написал концерт для клавесина и камерного ансамбля,
посвященный Ландовской, которая и стала его первой исполнительницей 5
ноября 1926 года в зале Барселонского общества камерной музыки. В
следующем году Ландовска с огромным успехом исполнила этот концерт в
Париже, а затем в Бостоне и Нью-Йорке и в Филадельфии.
После М. де Фальи и другие композиторы стали писать
произведения для клавесина. Так искусство Ландовской вдохновило на
создание клавесинного концерта одного из крупнейших французских
композиторов XX столетия Ф. Пуленка. Он вспоминал: «…Я встретился с
Вандой Ландовской. Она исполняла клавесинную партию в „Балаганчике" де
Фальи. Это был первый случай введения клавесина в современный оркестр. Я
был очарован и произведением, и Вандой. „Напишите концерт для меня", —
сказала она.
Я обещал ей попытаться. Моя неожиданная встреча с Ландовской оказалась значительнейшим событием в моей творческой карьере».
Пуленк подарил в 1929 году Ландовской «Пасторальный
концерт» для клавесина с оркестром. В том же году Ландовска сыграла его в
Париже с оркестром под управлением П. Мойте.
В 1930-е годы Ландовска опубликовала много
специальных статей в различных журналах, а также много сил отдавала
педагогической деятельности. Среди ее учеников можно назвать выдающихся
клавесинистов — Ральфа Керкпатрика, Эту Харрик-Шнейдер.
Однако, как и прежде, клавесинистка главное внимание
уделяла исполнительской деятельности, пик которой приходится на начало
Второй мировой войны. Но победная поступь фашизма по Европе заставила
Ландовску покинуть Париж.
В феврале 1942 года состоялся первый концерт
клавесинистки в Нью-Йорке. Как обычно перед своими концертами,
Ландовска, следуя установленной ею традиции, опубликовала в нью-йоркских
газетах специальные статьи, посвященные исполняемой музыке.
Крупным художественным достижением Ландовской в
1950-е годы явилась запись «Хорошо темперированного клавира» — одного из
любимых ее композиторов Баха.
Ванда Ландовска: «Оскар Би написал однажды: „Ландовска играет старинных мастеров так, словно Бетховена никогда не существовало".
Подобное свидетельство почтения всегда мне льстило,
но я никогда не принимала его слишком всерьез. Меня раздражает, когда я
слышу: „Если бы Бах или Моцарт могли слышать вас, как они были бы
счастливы!" Тут же вспоминается, как Шопен однажды спросил Листа, только
что сыгравшего одни из шопеновских ноктюрнов: „Чья эта пьеса?"
Ни разу в ходе работы я не говорила себе: „Это должно было в то время звучать так-то".
Почему? Да потому, что я уверена: то, что я делаю в
области красочности, регистровки и т. д., очень далеко от исторической
правды. Пуристам, твердящим мне: „Это делалось таким-то образом, вы
должны с этим считаться" и т. д., я отвечаю: „Оставьте меня в покое.
Критикуйте сколько вам угодно, но не кричите. Мне нужны покой, тишина и
лишь те зерна иронии и скепсиса, которые необходимы для научного
исследования, как соль для пищи".
Я никогда не старалась буквально воспроизвести то,
что делали старые мастера. Я изучаю, я скрупулезно исследую, я люблю, и я
воссоздаю.
Средства не имеют значения. Вслед за иезуитами я
повторяю: „Результат оправдывает средства". Когда я вырабатываю,
например, регистров-ку, то ищу ту, что кажется мне логичной, красивой и
наиболее полно выявляющей баховскую просодию путем смены регистров в
должных местах. Я сознаю, что расположение регистров на клавесинах
баховского времени некоторым образом отличалось от их диспозиции на моем
„Плейеле". Но меня мало беспокоит, если для того, чтобы добиться
желаемого эффекта, я использую не точно те же средства, которые были в
распоряжении Баха».
Запись «Хорошо темперированного клавира» Баха стала
одной из последних работ выдающейся клавесинистки. Ванда Ландовска
скончалась 16 августа 1959 года.
И сегодня, по прошествии нескольких десятков лет, ни
один исследователь проблем интерпретации клавесинной музыки не может
пройти мимо работ Ландовской, ни один исполнитель не обойдет вниманием
записи ее исполнения.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Ванда Ландовска", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.