Французский писатель, драматург, один из основателей
«атеистического» экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по
литературе Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во французском Алжире.
Основными вехами жизни писателя можно считать учебу в
Алжирском лицее, потом в Алжирском университете, знакомство с Жаном
Гренье, философом и эссеистом, — с его сборником эссе «Острова» Камю
связывал свое «второе рождение» В студенческие годы Камю вступает в
коммунистическую партию, а дипломную работу пишет по теме «Христианская
метафизика и неоплатонизм». В 1937 году Камю выходит из компартии.
Знакомство с экзистенциалистскими мыслителями — Кьеркегор, Шестов,
Хайдеггер, Ясперс — во многом определяет круг философских исканий Камю.
В конце 1930-х годов появляются его первые сборники
прозы «Изнанка и лицо» и «Брачный пир». Пишет роман «Счастливая смерть»,
начинает работу над знаменитым философским эссе «Миф о Сизифе».
Надо сказать, что Камю очень увлекался Достоевским.
Даже в одном из театров играл роль Ивана Карамазова в спектакле «Братья
Карамазовы».
Писатель работал журналистом, много ездил по Европе.
Начало Второй мировой войны писатель встретил в Париже. Из-за плохого
здоровья — туберкулез — его не взяли в армию. Он продолжал работать в
различных газетах, давал частные уроки. Вступил в ряды Сопротивления,
став членом подпольной группы «Комба». В годы войны написал роман
«Чума», несколько пьес, опубликовал повести «Посторонний» и «Миф о
Сизифе». В 1943 году поступил на работу в знаменитое издательство
«Галлимар». Во время Парижского восстания в августе 1944 года руководил
газетой «Комба».
После войны создал самое значительное свое
философское произведение — «Бунтующий человек» и свой последний роман
«Падение» (1956).
В 1957 году Камю присудили Нобелевскую премию — «за
важность литературных произведений, ставящих перед людьми с
проницательной серьезностью проблемы наших дней».
Погиб писатель 4 января 1960 года в автомобильной
катастрофе. Погиб вместе с Мишелем Галлимаром, сыном известного
издателя. В дорожной сумке была найдена черновая рукопись романа «Первый
человек», который после подготовки к публикации дочерью Камю Катрин
вышел в 1994 году.
О жизни Камю написано много книг. Было время, когда
он, Сартр и Сент-Экзюпери были во Франции да и во всей Европе культовыми
фигурами. Оливье Тодд издал биографию Камю почти в тысячу страниц.
Биографы выделяют в жизни Камю его внутреннее
одиночество. Одиночество при том, что он был «счастливый любовник,
футболист, актер-любитель, очень общительный и непринужденный человек».
Но он, выходец из алжирской бедноты, всю жизнь болезненно ощущал свою
отчужденность от других людей (героя повести «Чужой» он, несомненно,
наделил многими своими психологическими чертами, как и «судью на
покаянии» из повести «Падение»). Знаком отверженности стал для него и
туберкулез, которым он заболел еще в юности. Эта болезнь, видимо,
обостряла мысль писателя. Как и его социальное одиночество — одиночество
бедняка, взлетевшего на вершину славы, алжирского француза (в
метрополии таких звали «черноногими»). Короткий миг единения с народом в
период Сопротивления сменился после войны тягостным отчуждением в
1950-е годы, когда Камю пытался посредничать в гражданской войне,
разгоревшейся в его родном Алжире…
Писатель страдал депрессиями, периодически терял
способность писать, хотел не раз навсегда покинуть Европу, помышлял о
самоубийстве. Биографы отмечают, что он был великим донжуаном (в «Мифе о
Сизифе» писатель описывает донжуанство как один из жизненных проектов
«абсурдного человека»), но странным образом, его близкие подруги и жены
не были «француженками из Франции» — в основном это алжирки, а еще
актриса-испанка, англичанка, жена писателя Артура Кестлера, американская
студентка, художница-датчанка, обе его жены страдали психическими
расстройствами.
Биографы приводят немало примеров рассеянности
писателя, что говорит о его сосредоточенности на внутренних проблемах.
Когда его вторая жена Франсин Фор родила ему близнецов, мальчика и
девочку, он чуть не забыл их в роддоме: посадил в машину молодую мать,
погрузил ее чемодан и сказал: «Поехали!»
В конце жизни на вопрос о своем мировоззрении: «Вы —
левый интеллигент?» — он отвечал: «Я не уверен, что я — интеллигент. А
что до остального, то я за левых, вопреки себе и вопреки им самим… Я
верю в справедливость, но я буду защищать сначала свою мать, а потом уже
справедливость».
У Камю много парадоксов. Один из них заключается в
том, что последовательно отстаивая в публицистике конкретность морали
против дурной отвлеченности политики, он в своем творчестве
культивировал как раз отвлеченно-символические сюжеты («Калигула»,
«Чума», «Праведники», «Осадное положение»).
Первое крупное произведение Камю — «Миф о Сизифе», о
Сизифе, навечно осужденном богами вкатывать на вершину горы обломок
утеса, откуда тот опять скатывается. Этот миф — символ человеческой
жизни. Что делаем мы на земле, если не безнадежную работу? Осознать
бессмысленность человеческой суеты — значит обнаружить абсурдность
человеческого удела. Где же выход? Самоубийство? Надежда пережить себя
благодаря своим творениям? К чему писателю писать, если все равно все
кончается смертью? Ради славы? Она сомнительна, да и если она переживет
автора, он все равно об этом не узнает. А ведь когда-нибудь исчезнет и
Земля… Нет, все абсурдно.
Известный французский писатель, критик и мемуарист
Андре Моруа пишет о «Мифе о Сизифе»: «Что же предлагает нам Камю? Дитя
солнца, он не приемлет отчаяния. Будущего не существует? Пусть так,
насладимся настоящим. Стать спортсменом или поэтом или тем и другим
одновременно. Идеал человека абсурда — упоение сиюминутностью. Сизиф
сознает свой тягостный удел, и в этой ясности сознания — залог его
победы. Здесь Камю сходится с Паскалем. Величие человека в знании, что
он — смертен. Величие Сизифа в знании, что камень неизбежно скатится
вниз. И это знание превращает судьбу в дело рук человеческих, которое и
должно быть улажено между людьми».
Книга эта появилась на свет в 1942 году. Кругом
война. Мир, конечно, выглядит абсурдным в высшей степени. И тут Камю:
«Да, мир — абсурден, да — от богов ничего не приходится ждать. И однако,
нужно, глядя в лицо неумолимой судьбе, осознать ее, презреть и в той
мере, в какой это в наших человеческих силах, изменить ее». Голос
молодого писателя был услышан.
Андре Моруа считает, что Камю «с первых шагов проник
в самое сердце современного мира». «Посторонний» — это жизненная
реализация «Мифа о Сизифе». «Чума» играет по отношению к существованию
коллектива ту же роль, что «Посторонний» по отношению к существованию
индивида. Подобно тому как Мерсо открывает для себя красоту жизни
благодаря шоку, пробуждающему в нем протест, целый город — Оран —
пробуждается к сознанию, когда оказывается в изоляции, во власти чумного
мора.
Камю в своих произведениях превыше всего ставит чувство меры.
«Наша разодранная Европа нуждается не в
нетерпимости, но в работе и взаимопонимании». «Истинная щедрость по
отношению к будущему состоит в том, чтобы отдать все настоящему».
Здесь, сегодня, немедленно — вот где надлежит
трудиться. Это будет тяжко. С несправедливостью никогда не покончить, но
человек всегда станет бунтовать против всех. Это дьявол говорит нам —
будьте как боги. Чтобы стать человеком сегодня, нужно отказаться быть
богом. Именно эти мысли отмечает в творчестве Камю Моруа: «Камю не
повторяет слов Вольтера: „Нужно возделывать свой сад". Он, скорее,
предлагает, по-моему, помогать униженным возделывать их сад».
Что касается искусства, то Камю разделял мнение
Ницше, что «искусство необходимо для того, чтобы не умереть от истины». И
уже от себя добавлял: «Искусство — это в каком-то смысле бунт против
незавершенности и бренности мира: оно состоит в том, чтобы преображать
реальность, одновременно сохраняя ее, ибо в ней источник его
эмоционального напряжения… Искусство не есть полное неприятие или полное
приятие сущего. Оно складывается из бунта и согласия одновременно…»
Некоторые считают, что Камю больше философ,
мыслитель, чем писатель. Сам он говорил: «Мыслить можно только образами.
Если хочешь быть философом, пиши романы».
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Альбер Камю", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.