Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в
пригороде Токио Татикаве в семье кадрового офицера, потомственного
самурая. «Мы были токийцами в третьем поколении, то есть коренными
токиозами, — писал режиссёр. — Моя мать отличалась мягким характером,
отец — довольно суровым».
Хейго Куросава, брат Акиры, был комментатором
немых фильмов (представители этой профессии в Японии пользовались
огромной популярностью). Брат часто водил мальчика в кинотеатры. Через
несколько лет жизнь Хейго оборвётся трагически — он уйдёт в горы и
покончит с собой…
В семнадцать лет Куросава поступил в школу живописи и
некоторое время работал художником. В 1936 году, с честью выдержав
большой конкурс на место помощника режиссёра, Акира был принят в
компанию «PCL», преобразованную вскоре в студию «Тохо».
«Меня прикрепили к группе Кадзиро Ямамото, —
вспоминал Куросава. — Он был настоящим учителем. Благодаря ему я нашёл
своё призвание, и кино стало делом всей моей жизни. Он учил меня работе
на всех этапах — писать сценарии, монтировать и так далее — всей азбуке
режиссуры».
В 1943 году Куросава снял свой первый фильм «Гений
дзюдо» («Сугата Сансиро») по роману Цунео Томита. В нём рассказывалось о
вражде двух школ японской борьбы, джиу-джитсу и дзюдо, в XIX веке.
«Гений дзюдо» был поставлен с большим мастерством: достоверность
описания школы дзюдо сочеталась с лиризмом и поэтичностью рассказа о
духовной эволюции героя. Фильму присущи лаконизм и выразительность,
которые были так редки тогда в японском кино.
21 мая 1945 года Акира Куросава женился на актрисе Його Якути, а 20 декабря в молодой семье родился первенец — Хисао.
После войны на студии «Тохо» большое влияние
приобрёл профсоюз, руководимый коммунистами. Куросава, как и многие
интеллектуалы тридцатых годов, участвовал в коммунистическом движении.
Вместе с другими режиссёрами «Тохо» он выпустил фильм о профсоюзах
«Творящие завтрашний день» (1946), после чего пришёл к выводу, что
коллективное творчество ему противопоказано.
За мелодраматическую историю о двух влюблённых
«Весёлое воскресенье» (1947) Куросава был удостоен звания лучшего
режиссёра года, но сам режиссёр считал свою работу далёкой от идеала.
Переломным в жизни и творчестве Куросавы можно
считать 1948 год. В феврале умер его отец, что явилось страшным
потрясением для Акиры. И в том же году он встретился с малоизвестным
актёром Тосиро Мифунэ, который поражал необузданным темпераментом.
Первая их совместная работа — «Пьяный ангел» (1948)
стала, по признанию Куросавы, первой по-настоящему его независимой
картиной. «Отчасти это произошло благодаря Тосиро Мифунэ. Я обнаружил,
что не в состоянии контролировать его, и решил дать ему свободу — пусть
играет, как ему хочется. В то же время я беспокоился, ибо понимал, что
если его не контролировать, то картина может получиться совсем не такой,
какой она была задумана мною… И всё же мне не хотелось сковывать
темперамент Мифунэ».
Надо отметить, что «животное» обаяние Мифунэ
удивительно гармонично уравновешивал его партнёр — талантливый и
глубокий японский актёр Такаси Симура.
Творчество Куросавы расцветало, приобретало
неповторимое своеобразие. Следуя традиции, он ставит картины в
историческом и современном жанрах, но независимо от выбранной эпохи
зрителя поражает в его фильмах сила чувства, необычность композиции,
яркость человеческих характеров.
Свой эпохальный фильм «Расёмон» (1950) он поставил в
жанре исторической драмы. Для экранизации Куросава выбрал две
психологические новеллы японского писателя Рюноскэ Акутагавы. События
происходят в десятом веке, в годы послевоенного безвременья. История о
том, как разбойник убил самурая и овладел его женой, рассказывается на
экране четыре раза: самим разбойником, женой самурая, случайным прохожим
и духом убитого самурая. Эти рассказы опровергают друг друга,
свидетельствуя о сложности жизни, о невозможности постижения истины.
«Расёмон» получил главный приз — «Золотого Льва св.
Марка»; киноведы всех стран бросились открывать японский кинематограф. В
1952 году «Расёмон» был удостоен премии «Оскар» как лучший иностранный
фильм года, а тридцать лет спустя получил ещё одну престижную награду —
«Льва Львов» Венецианского кинофестиваля.
Между тем в самой Японии критики-традиционалисты
называли Куросаву западником, космополитом. Припомнили его увлечение
русской литературой (Достоевский, Толстой, Чехов, Горький), французской
живописью (Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Руо), немецкой музыкой (Бах, Шуберт),
американским кино (Джон Форд). Но Куросава стал фигурой мирового
масштаба и мог не обращать внимания на подобные выпады. Его уважительно
называют Мастером, Учителем и даже Императором.
Свою оглушительную славу Куросава поспешил
использовать для экранизации романа «Идиот» (1951). Он не раз говорил о
своей любви к образу князя Мышкина, к теме прощения и сострадания.
Действие романа было перенесено в современную Японию на самый северный
остров Хоккайдо. Ярчайшая роль снова за Тосиро Мифунэ, правда, его
Рогожин носит в картине японское имя — Акама.
«Мои взгляды и психология похожи на взгляды и
психологию героя „Идиота". Может быть, поэтому я так люблю
Достоевского, — говорил Куросава. — Никто так, как он, не пишет о жизни
человека. Я ценю свой фильм настолько, насколько мне удалось передать
дух Достоевского. Японцы растут на русской классике, и я начал с неё
своё образование. Я врос в неё настолько, что это отразилось в моём
творчестве».
4 ноября 1952 года умерла мать Куросавы, Шима. В
этом же году он снимает один из своих самых печальных фильмов — «Жить», в
котором размышляет о смысле жизни. Картина сделана подчёркнуто скромно,
сдержанно, прозаично. В ней нет ни одного кадра, который выглядел бы
случайным или объяснялся причудой режиссёра.
Фильм «Жить» был отмечен премией «Серебряный
медведь» на Берлинском кинофестивале 1954 года. И ещё одно важное
событие произошло в этом году в жизни режиссёра — 29 апреля у него
родилась дочь Казуко.
Куросава продолжает создавать впечатляющие
кинематографические образы. Едва ли не лучшим в его творчестве считается
фильм «Семь самураев» (1954). Эта историческая эпопея рассказывает о
семерых самураях, которых наняли деревенские жители для защиты от
разбойников.
Картина «Семь самураев» получила «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля и с большим успехом демонстрировалась в Японии.
Куросава вновь обращается к шедевру мировой
классики. На этот раз это «Макбет» Шекспира. В картине, получившей
название «Трон в крови, или Паучий замок» (1957), режиссёр перенёс
действие в средневековую Японию, сократил количество персонажей, изменил
очерёдность сцен, обстоятельства гибели героев. При съёмках он
использовал преимущественно общий план, а актёров попросил изображать
традиционные маски театра «Но».
Шекспироведы всего мира отметили феноменальное соответствие ленты японского режиссёра духу пьесы великого драматурга…
Работая с небольшой группой постоянных актёров,
Куросава добивался от них поистине удивительного искусства
перевоплощения, разнообразия приёмов, богатства психологических
оттенков. В его фильмах постоянно снимались Тосиро Мифунэ, Такаси
Симура, Мазайоши Мори и другие мастера, в совершенстве владевшие и
условной, традиционной для Японии манерой исполнения, и глубоким
психологическим реализмом.
В одном из интервью Куросава раскрыл свои принципы
работы с актёрами: «Я просто стараюсь довести до каждого из них свой
замысел, объяснить, какой я вижу сцену. Но я никогда не ставлю им
каких-то ограничительных рамок, не заставляю следовать заранее
предписанной форме. Мне всегда максимально важно, чтобы актёр мог
выразить свою индивидуальность, свойства, присущие ему как личности,
чтобы он мог говорить, двигаться, жить в кадре естественно и свободно».
В апреле 1959 года Куросава основал собственную
кинокомпанию «Куросава про». Первой картиной, снятой на личные деньги,
стала вольная интерпретация «Гамлета» под названием «Злые остаются
живыми» (1960). Изменения в сюжете и в характеристиках действующих лиц
не помешали режиссёру с большой тонкостью и убедительностью передать дух
произведения.
Фильмы Куросавы этого периода «Рай и ад» (1963),
«Красная борода» (1965) и другие имели скромный прокат. Кинокомпания
«Куросава про» оказалась на грани банкротства. Надо было принимать
неординарное решение.
В 1966 году он согласился поставить в Голливуде
фильм «Поезд-беглец» с американскими актёрами, а в 1967-м — японские
эпизоды фильма «Тора! Тора! Тора!» («Тигр! Тигр! Тигр!» — это
кодированный радиосигнал о нападении японцев на Пёрл-Харбор). В
результате разногласий с продюсерами компании «XX век — Фокс» в декабре
1968 года Куросава прервал съёмки. Их продолжили другие, причём
американцы объявили, что у японского режиссёра нервное расстройство.
Куросава разрывает контракт с компанией и, выплатив
неустойку, возвращается в Японию. Год трудов, двадцать восемь вариантов
сценария — и всё напрасно…
Приступы горького разочарования для режиссёра едва
не закончились трагически. В декабре 1971 года он, запершись в ванной,
вскрыл себе вены. К счастью, его успели спасти, но понадобилось время,
прежде чем Куросава вновь обрёл себя.
В марте 1973 года он параллельно с советским
писателем Ю. Нагибиным начинает работу над сценарием фильма «Дерсу
Узала» по произведению В. Арсеньева. Дерсу Узала — человек решительный,
прямой и добродушный, живёт богатствами приморской тайги и целиком
зависит от неё. «Я хотел показать на экране человека, находящегося в
гармонии с природой», — говорил Куросава. Главную роль сыграл бурятский
актёр Максим Мунзук.
Натурные съёмки проходили в Уссурийской тайге. Более
двух лет длилась работа над фильмом, и только в 1975 году он вышел на
экраны. «Дерсу Узала» получил «Золотой приз» Московского международного
кинофестиваля, а затем премию «Оскар» как лучший иностранный фильм года.
Вернувшись в Японию, Куросава из-за финансовых
проблем был вынужден заниматься рекламой виски в своём загородном доме,
причём в нескольких роликах снялся сам. В это же время он опубликовал
две книги — «Попытка автобиографии» (1978) и «Кагэмуся» (1979) —
сценарий и его собственные рисунки к фильму.
Картину «Кагэмуся» (1980) финансировали Фрэнсис Форд
Коппола и Джордж Лукас. Это история о мелком воришке, который в силу
обстоятельств в течение трёх лет должен играть роль главы
могущественного клана. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» в
Каннах, «Сезара» и выдвигалась на «Оскара» в двух номинациях.
1 ноября 1983 года в Йокогаме открылась студия
«Куросава-фильм». Режиссёр снова возвращается к Шекспиру. На этот раз он
пишет сценарий по «Королю Лиру». Действие фильма «Ран» (1985)
перенесено в Японию, в эпоху феодальных войн, а Лир становится князем
Хидетору, который решает разделить своё феодальное владение между тремя
сыновьями.
Через год фильм получил четыре номинации на премию
«Оскар», в том числе за режиссуру. Но Куросава был печален. Первого
февраля в возрасте 63 лет умерла его жена Його Якути.
В марте 1990 года Куросава получает почётный «Оскар»
за вклад в киноискусство. И в этом же году выходит на экраны картина
«Сны Акиры Куросавы», которую продюсировал Стивен Спилберг. Восемь
новелл, «снов» режиссёра, предлагают поразмышлять о смысле смерти и силе
жизни, необходимости творчества и человеческой природе.
Несмотря на почтенный возраст, Акира Куросава был
полон творческих планов. Его «Августовская рапсодия» (1991) по роману
Кийоку Мурасэ повествует об атомном взрыве в Нагасаки. «Я снимаю свои
фильмы про детей и стариков, ибо с годами начинаю ценить в жизни
чистоту. Она даётся нам при рождении, во младенчестве, и, затаившись,
следует с нами всю жизнь, крепчая к старости. В небытие мы возвращаемся
столь же чистыми, сколь младенцы, приходящие в бытие».
В апреле 1993 года компания «Тохо» выпустила 31
фильм Куросавы на видеокассетах и лазерных дисках. Мэтр завершает свою
последнюю картину «Нет, ещё нет», рассказывающую о дружбе между
писателем Хаяккен Учида и его учениками. Название фильма — цитата из
диалога: «Готов ли ты перейти в мир иной?» — «Нет, ещё нет…»
6 сентября 1998 года, в возрасте 88 лет, Акира Куросава скончался.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Акира Куросава", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.