Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1940 года в
Парме. Его отец, Аттилио, известный поэт, профессор истории искусств,
поощрял интерес Бернардо к кино — ещё школьником он снял две
короткометражки. С раннего детства Бертолуччи писал стихи, а во
времена студенчества в Римском университете (1958–1961) получил
национальную литературную премию за сборник «В поисках тайны».
Бросив учёбу, Бертолуччи начал свою карьеру как
помощник режиссёра. Бернардо никогда не учился режиссуре в школе или в
институте. Позже он скажет: «Для того чтобы делать кино, нужно не только
работать на площадке, но и смотреть много фильмов».
Его первые картины — «Костлявая кума» (1962), «Перед
революцией» (1964), «Партнёр» (1968) носили отчётливо выраженный
элитарный характер. Они принесли Бертолуччи известность, но зрительского
успеха не было.
После «Стратегии паука» (1969) в творчестве Бернардо
Бертолуччи наступил переломный момент. «К концу 1960-х передо мной
встал вопрос о популярности того, что я делаю. Просто надоело обращаться
к пустым залам. Появилось ощущение, что в действительности моих фильмов
нет. Они не вызывали ни восторга, ни смеха, ни слёз у публики. Хотя,
надо признать, многие делали фильмы антимассовые. Внезапно я понял, что
обращался только к самому себе. Вот тогда мне и пришлось признать
существование публики».
Экранизация повести Альберто Моравиа «Конформист»
(1970) стала для Бертолуччи ступенью к массовому успеху. Режиссёр
поведал историю жизни интеллектуала Марчелло Клеричи из высших кругов.
После мучительных сомнений он соглашается служить режиму Муссолини.
Бесспорно, по своим философским размышлениям о природе и истоках
предательства и соглашательства, о фашизме и антифашизме, об эротизме в
различных его проявлениях «Конформист» — яркий образец элитарного
искусства. В тоже время фильм привлекал зрителей динамикой,
эмоциональностью и психологической глубиной актёрской игры Жан-Луи
Трентиньяна, Стефании Сандрелли и Доминик Санда.
Трентиньян был идеальным кандидатом на главную
мужскую роль и в следующей картине Бертолуччи «Последнее танго в Париже»
(1972). Однако, смущённый эпатажностью некоторых сцен, актёр отклонил
предложение.
Картина «Последнее танго в Париже» (1972) вызвала
бурю негодования итальянской цензуры. Трагическая история любви
стареющего мужчины (Марлон Брандо) и юной темпераментной красавицы
(Мария Шнайдер) поразила воображение современников и шокировала
разнообразием сексуальных ситуаций.
Разгорелись бурные дискуссии по поводу того, что
считать порнографией на экране. По словам Брандо, Бертолуччи требовал,
«чтобы секс у нас с Марией был настоящим»…
В 1976 году на экран выходит одно из самых
значительных произведений Бертолуччи — «XX век» — широкая фреска
итальянской народной жизни на протяжении полувека, особенно подробно
показывающая параллельное развитие фашизма и коммунизма в тридцатые
годы.
Действие фильма происходит в области
Эмилия-Романья — на родине режиссёра. «XX век» построен по классической
схеме семейного романа-саги: в центре сюжета судьбы бедняка Альмо
(Депардьё) и аристократа Альфредо (Де Ниро), родившихся в одном
поместье.
В фильме были заняты и другие знаменитости:
Ланкастер, Сазерленд, Санда, Сандрелли. Бертолуччи разрешил своей
многонациональной труппе произносить текст на своём языке, с последующим
дубляжом на итальянском.
Он умудрился снять эту гигантскую сагу за два года и
всего за 6,5 миллиона долларов. «XX век» дебютировал на Каннском
фестивале в 1976 году. В первоначальном монтажном варианте он шёл в
течение пяти часов двадцати минут. Без тени иронии Бернардо впоследствии
выразится об этой версии фильма, как «о крайне удачном первом монтаже».
Тематика эпопеи «XX век» — это попытки осмыслить и
проанализировать итальянское общество, понять события, происходящие в
стране, её нужды и тенденции.
После малоудачных фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия
смешного человека» (1981) Бертолуччи замолчал на целых шесть лет. Он
пытался найти для себя новые темы и уехал через Америку на Восток. Так
появился грандиозный замысел «Последнего императора» (1987).
Удивительная судьба монарха Китая Пу И дала повод для экранного
воплощения излюбленных философских тем Бертолуччи, связанных с
предначертанностью и переменчивостью человеческих судеб, с цикличностью
хода истории, с недостижимостью идеала.
В созданный режиссёром мощный, яркий национальный
колорит Китая начала XX века диссонансом вписывается фигура
единственного в этом фильме европейца (О'Тул), немолодого джентльмена,
элегантного, невозмутимого, несущего просвещение, дыхание «старой
Европы». Герой О'Тула отчаянно одинок, как одиноки и нежизненны его
принципы среди разгула восточного варварства, жестокости. И если
императора Бертолуччи показывает рабом (при всей его неограниченной
власти), то герой О'Тула внутренне свободен. Но в нём отчётливо
ощущается обречённость, бессмысленность и нежизненность европейской
цивилизации.
Созданный с постановочным размахом фильм был с
особым восторгом принят в Америке. «Последний император» удостоился
девяти «Оскаров», получил приз «Сезар» как лучший иностранный фильм
года.
Вдохновлённый успехом, Бертолуччи вновь устремляет
взоры на загадочный и таинственный Восток. Его психологическая драма
«Под защитой небес» (1990) с Джоном Малковичем и Дэброй Уингер в главных
ролях, помимо традиционного для Бертолуччи анализа сложных
взаимоотношений между мужчиной и женщиной, любовью и страстью, судьбой и
смертью, насилием и мазохизмом, была посвящена к проблеме столкновения
двух цивилизаций, европейской и восточной.
Поражённый прохладным приёмом картины в Америке,
Бертолуччи в завершающем «восточную трилогию» фильме «Маленький Будда»
(1993) резко усилил зрелищность изображения при помощи сложных
спецэффектов и постарался сделать философию более понятной для массовой
аудитории.
Эта картина, над которой Бертолуччи работал в
течение двух лет, в том числе в Непале и Бутане, представляет собой
рассказ о событии фантастическом — перевоплощении духа тибетского ламы в
тело западного ребёнка. В киноповествование вплетены также эпизоды,
воссоздающие легенду о Сиддхартхе Гаутаме, ставшем великим Буддой. Фильм
обошёлся продюсерам в 35 миллионов долларов.
«„Маленький Будда" стал для меня наиболее трудным, —
говорил Бертолуччи. — Трудным ещё и потому, что хотелось сделать его
доступным детям. Буддисты упрекали меня: „Как можно называть
''маленьким'' Будду, который так велик? Это оскорбление!" Тогда я пошёл к
далай-ламе. Он сказал, что в каждом из нас есть маленький Будда…»
Фильм начал своё шествие по экранам мира в ноябре
1993 года с предварительной премьеры в Париже в присутствии
одного-единственного зрителя. Но какого — самого далай-ламы!..
Кинематографом увлечено всё семейство Бертолуччи:
продюсером стал старший брат Бернардо — Джованни; сценаристом и
режиссёром — младший брат Джузеппе. Его вторая жена — Клер Пеплоу (по
происхождению англичанка) также является режиссёром, а её брат Марк —
сценаристом, с которым Бертолуччи сотрудничает в последнее время…
По мнению Бернардо Бертолуччи, «жить стало скучнее,
мы потеряли возможность мечтать. А я хочу обманываться, хочу видеть
прекрасные сны! Мне же вместо них навязывают PR — паблик рилейшнз. С
помощью пиара сегодня утрясаются социальные конфликты, благодаря ему
становятся президентами и депутатами. Планета тихо сходит с ума.
Наверное, я старею. Иначе вы бы не услышали от меня подобных жалоб… Моя
задача — найти такое явление, которое, становясь символом, позволяет
установить связь творчества с реальностью».
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Бернардо Бертолуччи", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.