Георгий Александрович Товстоногов родился 15 (28)
сентября 1915 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье
инженера-железнодорожника. Мать была грузинкой, отец — русским. Когда
Георгий приедет в Москву поступать на режиссёрский факультет, то добавит
себе два года. Спустя десятилетия у знаменитого Товстоногова возникнут
проблемы с празднованием юбилея: по документам он родился в 1913 году, а
на самом деле в 1915-м.
В детстве Георгий часто ходил в театр (его дядя был
артистом), а в школе организовал драматический кружок. В 1931 году он
был принят актёром в Тбилисский русский ТЮЗ. Вскоре Товстоногов стал
ассистентом режиссёра, а потом поступил в ГИТИС (педагоги А. Лобанов и
А. Попов). Учась в Москве, он смотрел до ста постановок в год — это была
отличная школа. Его кумирами являлись К. С. Станиславский и
Вс. Э. Мейерхольд.
В 1937-м отец Георгия был объявлен японским шпионом и
репрессирован. Товстоногова, студента 4-го курса, исключили из ГИТИСа
как сына врага народа. Правда, через несколько месяцев, когда Сталин
сказал, что дети за отцов не отвечают, его восстановили. Позже
Товстоногов выпустит спектакль к семидесятилетию вождя и даже получит за
него Сталинскую премию.
В 1938–1946 годах Товстоногов работал режиссёром
Русского драматического театра им. А. С. Грибоедова в Тбилиси. Здесь
определились его театральные интересы, убеждения, цели, здесь он занялся
(в 1939 году) педагогической работой в Театральном институте им.
Ш. Руставели.
В 1946 году Товстоногов дебютировал в Москве,
сначала в областном театре, а затем и на большой сцене Центрального
детского театра. Вскоре он стал главным режиссёром Ленинградского театра
им. Ленинского комсомола (1950).
В среднем он выпускал четыре спектакля за сезон,
работая почти одновременно над такими разными произведениями, как
«Дорогой бессмертия» (пьеса написана Товстоноговым совместно с
В. Брагиным по книге Ю. Фучика «Репортаж с петлёй на шее»), «Закон
Ликурга» Н. Базилевского по Т. Драйзеру и «Гроза» А. Островского (сезон
1951 года). Событием для советской сцены стала «Оптимистическая
трагедия» (1955) Вс. Вишневского в Академическом театре им.
А. С. Пушкина (ныне Александринский театр драмы). За этот спектакль
Товстоногов был удостоен Ленинской премии (1958).
В начале 1956 года он поставил в Театре им.
Ленинского комсомола «Униженных и оскорблённых» Ф. Достоевского — это
было первое за долгие годы возвращение театра к творчеству великого
писателя. Режиссёр вернул сцене большую литературу, заставив
пересмотреть наше наследие глубже и пристальнее.
13 февраля 1956 года Товстоногов впервые переступил
порог Большого драматического театра им. М. Горького, переживавшего к
тому времени тяжёлый период: в зале по 10–15 человек, в кассе — миллион
дефицита. Он принял театр с широкими полномочиями, с правом полной его
перестройки.
Товстоногову понадобилось несколько сезонов, чтобы
превратить БДТ в центр театральной жизни страны. Он начал с лёгких
комедий, в которых заблистали актёры, уже работавшие в труппе, — Нина
Ольхина, Ефим Копелян, Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик. В роли
провинциальной учительницы, старой девы мадемуазель Куку, на сцену
Большого драматического вышел Евгений Лебедев.
О необычных, весёлых, музыкальных спектаклях
заговорил весь город. И в БДТ хлынул зритель. Вскоре весь театральный
Ленинград за глаза называл Товстоногова не иначе как Гога.
Товстоногов строил театр-дом. Помимо решительного
обновления репертуара, Георгий Александрович обновил и творческий
состав. Пригласил начинающих режиссёров Игоря Владимирова и Рубена
Агамирзяна, блистательного педагога Розу Сироту, выпускников
школы-студии МХАТ Татьяну Доронину и Олега Басилашвили. Уже через год
после назначения Товстоногова в театре произошла настоящая сенсация —
премьера спектакля «Идиот» (31 декабря 1957 года).
Он долго не мог найти актёра на роль князя Мышкина.
На одном из просмотров фильма «Солдаты» режиссёр был буквально пленён
глазами солдата Фарбера в исполнении малоизвестного актёра — Иннокентия
Смоктуновского. Участь Мышкина была решена. А если вспомнить, что в том
же спектакле играли Доронина (Настасья Филипповна), Олег Борисов и
Стржельчик (Ганя Иволгин), Лебедев (Рогожин) и Ольхина (генеральша
Епанчина), то станет понятно, с кого и с чего начался театр
Товстоногова.
Ещё одной сенсацией театрального Ленинграда стала
постановка камерной пьесы Володина «Пять вечеров». Премьера состоялась 6
марта 1959 года. И мгновенно любимцами театралов стали Копелян, Шарко,
Макарова, Лавров. Главный герой пьесы возвращается к любимой женщине
после долгого отсутствия. Новизна заключалась в отсутствии пафоса:
спектакль рассказывал о жизни самых обыкновенных людей, герои были
показаны с состраданием и любовью.
Ставя пьесы Максима Горького, режиссёр всегда
находил в них истину страстей и философский смысл. Начиная с «Варваров»
(1959), где блистали Доронина, Луспекаев, Лебедев, Стржельчик,
Товстоногов вёл горьковскую линию мощно и искренне. Позже на сцене БДТ
появились «Мещане», «Дачники», «На дне». И каждый раз это был не просто
спектакль, а воплощение размышлений художника о времени.
Каждый из поставленных Товстоноговым спектаклей
становился подлинным событием культурной жизни. В БДТ в разные годы
приходили А. Райкин, П. Брук, Г. Грин, Б. Окуджава, Ван Клиберн. Музыку к
спектаклям писали И. Шварц, В. Гаврилин, С. Слонимский…
В мае 1966 года БДТ выехал на гастроли, которые
продолжались месяц. На театральных фестивалях в Париже и Лондоне
оглушительный успех имел спектакль «Идиот». Как писал английский журнал:
«Исполнение Смоктуновским роли князя Мышкина возвышается над всеми
остальными впечатлениями сезона».
Товстоногов никогда не назначал на роль нескольких
человек. В случае болезни актёра он предпочитал сделать срочный ввод.
«Был в этом глубокий профессиональный смысл, — говорит Кирилл Лавров. —
Спектакли Товстоногова насыщались таким количеством тончайших нитей,
линий и взаимосвязей, что изъятие одного из актёров моментально
разрушало выверенную и выстроенную систему отношений, композицию, его
ходы. Мы были его палитрой, тщательно подобранным оркестром, каждый
инструмент в котором имел свой, только ему присущий тембр. Такова была
его режиссура».
В 1970-е Товстоногов ставит как классику —
«Ревизора» Н. Гоголя (1972), «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса (1978), так и
произведения современных авторов: «Энергичные люди» В. Шукшина (1974),
«Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова (1974), «Протокол одного
заседания» Гельмана (1975), «Жестокие игры» А. Арбузова (1977), «Мы,
нижеподписавшиеся» Гельмана (1979, совместно с Ю. Аксёновым). Он
обращается к творчеству М. Шолохова: в 1964 была поставлена «Поднятая
целина», а в 1977-м — масштабный «Тихий Дон».
Да мало ли было великого и прекрасного в
товстоноговскую эпоху! Тем не менее чаще всего завсегдатаи театра
вспоминают о спектакле «История лошади» по повести Л. Н. Толстого
«Холстомер» (1975), пожалуй, главной легенде БДТ…
Мюзикл по мотивам рассказа Льва Толстого — это уже
само по себе событие вызывающее. Однако жанр мюзикла, тяготевшего к
трагикомедии, идеально совпал с замыслом Марка Розовского, Юрия
Ряшенцева, Эдуарда Кочергина и Георгия Товстоногова. Историю лошади они
рассказали как трагедию человека. Евгений Лебедев, блистательно
сыгравший Холстомера, поведал о судьбе целого народа, страны, где
постоянно присутствует конфликт личности и «табуна».
Старожил БДТ народный артист СССР Кирилл Лавров
отмечал: «Внутри театра и вне его Товстоногов являлся непререкаемым
творческим авторитетом. Был широко образованным. О театре знал буквально
всё. В нашем „доме" ничто не происходило без его соизволения. Это был
хозяин. Всё, что делалось в коллективе, было осуществлением в действии
его знаменитой формулы: „Театр — это добровольная диктатура"».
Георгий Александрович много ставил за границей
(Финляндия, Германия, Болгария, Польша и др.), работал на радио и
телевидении. Ряд интересных спектаклей, получивших широкую известность,
создан им в Учебном театре ЛГИТМиК со студентами актёрско-режиссёрского
курса, который он вёл на протяжении нескольких десятилетий.
Успехи, лавры, признание не изменили его.
Товстоногов всегда был в меру замкнут, в меру доступен, как человек,
знающий себе цену. Хобби? Коллекция театральных масок. Собирал, привозил
отовсюду, показывал с гордостью.
Последней гордостью Товстоногова был автомобиль
«мерседес», привезённый из Германии. За рулём «мерседеса» и застала его
смерть. И ехал он, конечно, из театра. Григорий Александрович
Товстоногов умер 23 мая 1989 года. Большой драматический театр был
назван его именем.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Георгий Товстоногов", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.