Эрнст Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в
Упсале в семье викария. Мальчик посещал частную гимназию, увлекался
театром и кинематографом. В девятнадцать лет Ингмар сбежал из дома. Он
работал в Драматической студии, ставил детские спектакли в парках,
сочинял пьесы, наконец, открыл свой маленький театрик в Гражданском
доме.
Клас Хуугланд, руководитель Студенческого театра,
поставил одну из пьес Бергмана — «Смерть Каспера». Премьера прошла
удачно, и Бергман получил контракт на год. «Я стал уважаемым человеком,
имевшим постоянное место работы, который каждый день пунктуально садился
за стол, правил сценарии, писал диалоги и сочинял заявки на будущие
фильмы».
25 марта 1943 года Ингмар женился на Эльсе Фишер,
своей приятельнице из труппы бродячих актёров. За день до сочельника
1943 года у них родилась дочь Лена.
После окончания факультета литературы и искусства
Стокгольмского университета Бергман возглавил Городской театр
Хельсингборга (1944).
Эльса Фишер порекомендовала взять на место
хореографа свою приятельницу Эллен Лундстрём. Это была красивая девушка,
чувственная, талантливая. «Без долгих размышлений мы с Эллен бросились в
объятия друг другу», — писал Бергман. Последствия не заставили себя
ждать — она забеременела. 22 июля 1945 года Ингмар женился во второй
раз.
Осенью 1946 года Бергман принимает на себя
обязанности постоянного режиссёра в более крупном Городском театре
Гётеборга, где проработает три года. С этого момента Бергман будет
постоянно сотрудничать с драматическими театрами — и в должности
очередного режиссёра, и как художественный руководитель. В 1963 году он
будет назначен руководителем Шведского национального театра. В разные
годы он поставит получившие широкую известность и показанные в разных
городах Европы спектакли «Пер Гюнт», «Дикая утка», «Гедда Габлер»
Ибсена, «Мизантроп» Мольера, «Шесть персонажей в поисках автора»
Пиранделло.
В середине 1940-х годов Бергман пробует свои силы в
кино. Фильмы выходят один за другим: «Дождь над нашей любовью» (1946),
«Корабль идёт в Индию» (1947), «Портовый город» (1948), «Тюрьма» (1949).
Первые работы режиссёра отмечены пессимизмом и
бунтарским духом. К примеру, один из персонажей «Тюрьмы» (1948) говорит:
«Жизнь — это не что иное, как жестокая и мучительная дорога к смерти».
Шведский киновед Руне Вальдекранц пишет: «Ингмар Бергман, вероятно, с
наибольшей силой выразил отчаяние и жажду нежности у послевоенной
молодёжи. Его герои — люди, затерянные в существовании, выброшенные из
общества, потерявшие самих себя. Их реакции резки, их поведение
бескомпромиссно. Идеализм молодости, жадные поиски веры вдохновляют их и
подтачивают одновременно».
Тем временем семья Бергмана стремительно росла. Весной 1948 года Эллен родила близнецов. Денег катастрофически не хватало.
В 1951 году шведская кинопромышленность, протестуя
против завышенного налога на зрелища, приостановила выпуск фильмов. Для
Ингмара это было страшным ударом. Его третья жена журналистка Гун Грут в
канун Вальпургиевой ночи родила сына и теперь сидела без работы. Ингмар
должен был содержать три семьи. «У меня было шестеро детей, дела шли
плохо, и на душе было паршиво», — замечает он. Чтобы выжить, он снимал
рекламные ролики.
Как только было снято эмбарго на выпуск картин,
Бергман выпустил один за другим два значительных фильма: «Женщины ждут»
по собственному сценарию и «Лето с Моникой» — по роману Пэра Андерса
Фогельстрёма.
Предполагалось, что «Лето с Моникой» будет
малобюджетным фильмом. Творческая группа жила на острове Урнё, каждое
утро отправляясь в лодках на экзотическую группу островов во внешних
шхерах. «Работе в кино сопутствуют сильные эротические переживания, —
пишет в своей книге Ингмар Бергман. — Ничем не сдерживаемая близость к
актёрам, полнейшее взаимное обнажение». Его бурный роман с актрисой
Харриет Андерссон стал причиной развода с Гун…
Международное признание приходит к Бергману после
того, как комедия «Улыбки летней ночи» (1955) получает Специальный приз
на Каннском кинофестивале.
«Мне нужны были деньги, — вспоминает Бергман, — и я
подумал, что, пожалуй, самое разумное — это снимать комедию. Мне
захотелось поставить перед собой довольно сложную техническую задачу и
сделать комедию с математическими соотношениями героев: мужчина —
женщина, мужчина — женщина… Там действуют четыре пары, их следовало
сначала всех перемешать, а затем вывести из этого уравнения».
В 1955 году Бергман создал «Седьмую печать» — один из своих великих фильмов.
Руководство «Свенск фильминдустри» разрешило снимать
картину при условии, что она будет сделана с небольшими затратами и
всего за тридцать пять дней. Бергман справился с задачей, использовав в
качестве натуры двор студии.
Он часто вспоминал слова О'Нила: «Драматическое
искусство, не сосредоточенное на отношениях человека и Бога, лишено
всякого интереса». В «Седьмой печати» средневековая легенда о борьбе
между Рыцарем и Смертью, о страхе людей перед концом мира трактована
режиссёром аллегорически. Название фильма отсылает зрителей к откровению
св. Иоанна Богослова («Апокалипсис»): «И когда Он снял седьмую печать,
сделалось безмолвие на небе как бы на полчаса». Встретив Смерть, Рыцарь
просит отсрочку, чтобы понять, зачем и для чего жил. По признанию
Ингмара Бергмана, благодаря этому фильму он избавился от собственного
страха смерти.
Осенью 1956 года Бергман заехал в Упсалу, старинный
город, в котором он родился. Здесь ему пришла идея сделать фильм,
«совершенно реалистический, в котором вдруг открываешь дверь и входишь в
своё детство, потом открываешь другую дверь и выходишь из него в
действительность, а после заворачиваешь за угол и входишь в какой-то
другой период своего существования, и жизнь идёт своим чередом».
Так появился фильм «Земляничная поляна» (1957), в
котором прошлое и настоящее, сны и явь, мечты и действительность
причудливо переплетаются. Старый профессор медицины (Виктор Шёстрём),
переосмысливая прожитую жизнь, убеждается, что нравственная истина
заключается в любви к своим ближним. «Земляничная поляна» удостоена
приза «Золотой медведь» на кинофестивале в Западном Берлине.
В экранизации древней нордической легенды «Девичий
источник» (1959, премия «Оскар») Бергман обращается к теме страдания и
царящего в мире зла, причём делает это с особенной резкостью, с обилием
жестоких подробностей. Ещё одной запоминающейся работой этого периода
стал фильм «Око дьявола» (1960).
В 1959 году Ингмар женился на Кэби Ларетеи,
пианистке в расцвете славы, и вместе с ней переехал на роскошную виллу в
Юрсхольме. Внешне брак выглядел как прочный союз двух удачливых
партнёров. Пианистка гастролирует, режиссёр ставит фильмы и спектакли,
сын Даниэль отдан в умелые руки.
Именно в это время Бергман начал профессионально
интересоваться музыкой. Он покорён концертом для оркестра Бартока и
музыкой Стравинского. Блистательная постановка оперы «Похождения повесы»
(1961) Стравинского — Одена — одна из кульминаций его режиссёрской
биографии.
За полтора года Бергман снимает знаменитую трилогию о
«молчании Бога»: «Как в зеркале» (1961, премия «Оскар»), «Причастие»
(1961) и «Молчание» (1962), герои которой не в состоянии примириться с
абсурдностью и жестокостью жизни — они погибают или сходят с ума. Фильмы
трилогии напоминают по форме «камерные пьесы» А. Стриндберга (небольшое
число действующих лиц, узкие рамки времени и пространства).
В философской кинодраме «Персона» (1966), этой
«сонате на двоих», Бергман продолжает варьировать темы разобщённости
людей, их одиночества, психологической сложности их отношений. Трудно
сказать, кто тут понятен лучше: медсестра Альма (Биби Андерссон),
которая всё время говорит, или актриса Элизабет (Лив Ульман), которая
постоянно молчит. В отношениях между женщинами наблюдаются резкие
перепады от близости до отдаления, от интимности до отчуждённости.
Лив Ульман вспоминает: «…я впервые в жизни встретила
кинорежиссёра, который помог мне раскрыть такие чувства и мысли, о
которых никто другой даже не подозревал. Этот режиссёр сидел, терпеливо
выслушивая и приложив указательный палец к виску, и понимал всё, что я
пыталась выразить. Гений, создававший атмосферу, в которой могло
произойти что угодно — даже то, чего я не ожидала от себя самой».
Норвежка Лив Ульман понравилась режиссёру не только
как актриса. В 1967 году у них родилась дочь Линн. В расчёте на
совместную жизнь Ингмар строит дом на острове Форё в Балтийском море, но
и этот брак вскоре распадается. Бергману же понравилось жить на
острове: здесь он мог «уйти от мира, читать книги, которые не читал,
предаваться медитации, очиститься душой».
С 1968 по 1970 год выходит серия фильмов Бергмана:
антивоенная притча «Стыд» (1968), снятая в резкой, почти хроникальной
манере; «Час волка» — о теряющем рассудок художнике; семейные драмы
«Страсть» (1969) и «Прикосновение» (1970) — первая англоязычная работа
шведского художника.
В ноябре 1971 года Бергман наконец-то обретает покой
в семейной жизни. Он в пятый раз вступает в брак и вместе с женой
Ингрид ван Розен переезжает в новый дом на Карлаплан. Супруги общались с
друзьями, ходили на концерты и в театр, смотрели фильмы, с
удовольствием работали.
Бергман заканчивает картину «Крики и шёпоты» (1972),
мучительное исследование процесса смерти. Для того чтобы снять фильм,
ему пришлось использовать личные сбережения, уговорить артистов внести
будущие гонорары на правах пайщиков и занять полмиллиона у
Киноинститута.
«Бергман редко заходил так глубоко в показе
физического и душевного страдания, как в этом фильме, описывающем
безнадёжный мир измученных людей, замкнутых в своём одиночестве, — пишет
К. Бейли. — Это произведение, которое можно было бы назвать „картиной
агонии", могло бы явиться буквальной иллюстрацией к знаменитому
высказыванию Кокто: „Кино — это искусство, показывающее, как смерть
делает своё дело"».
Популярность Бергмана достигает вершины, когда
шведское телевидение в течение шести недель, с 11 апреля по 16 мая 1973
года, показывает его шестисерийный телефильм «Сцены из супружеской
жизни». В первый день 1975 года во всех скандинавских странах
демонстрируется бергмановская телеверсия оперы Моцарта «Волшебная
флейта». Наконец режиссёр снимает для «малого экрана» четырёхсерийную
ленту «Лицом к лицу» (1976), насыщенную галлюцинациями и психоанализом. В
1978 году на экраны вышла «Осенняя соната» со знаменитой
соотечественницей Бергмана, Ингрид Бергман, которая к этому времени была
уже неизлечимо больна.
Как большинство кинорежиссёров, связанных с театром,
Бергман работал с постоянной группой актёров — Харриет и Биби
Андерссон, Ингрид Тулин, Лив Ульман, Макс фон Сюдов, Гуннар Бьёрнстранд,
Сигге Фурст… «Я сижу дома, готовлюсь, придумываю мизансцены и всё очень
подробно записываю, — рассказывает Бергман. — Потом, когда я прихожу на
студию и пытаюсь воспроизвести то, что задумал, нередко случается, что
при первой же репетиции возникает какая-нибудь интонация, жест или
какое-то предложение от артистов, в результате которых я всё меняю. Я
чувствую, что так будет лучше, и это нам даже не нужно обсуждать. Между
мной и моими артистами очень многое происходит на том уровне, который
невозможно проанализировать».
Печалью и тревогой пронизано одно из последних
крупных произведений Бергмана — пятичасовой телевизионный фильм «Фанни и
Александр» (1982) — масштабная эпическая сага, самая дорогая постановка
за всю историю шведского кинопроизводства. Действие его разворачивается
в первое десятилетие XX века. Сюжет строится на материале детских
воспоминаний самого режиссёра. Картина начинается праздником Рождества, а
кончается праздником Пасхи, символизирующим победу жизни над смертью.
«Фильм, удивительно красивый по декорационному
оформлению, по костюмам, по цвету, по внешности и манерам людей,
завораживает не только своим художественным совершенством, но и глубокой
человечностью, верой в то, что люди, несмотря на все жизненные
неурядицы, добры и прекрасны», — отмечает киновед Р. Юренев.
После «Фанни и Александра» Бергман делает неожиданное заявление: он уходит из кино и посвящает себя театру.
Бергман говорил, что ставить фильмы — тяжёлый труд, В
театре ему нравится сам процесс репетиций, когда «необходимо слушать
друг друга, нужны чуткость, любовь, взаимное доверие. И если тебе вместе
с актёрами удаётся создать эту атмосферу, а именно такая атмосфера и
является творческой, тогда всё начинается. Это какое-то чудо. Миг — и
что-то родилось. Как живое существо. Я ведь получаю что-то от актёров и
что-то отдаю им обратно».
Главным спектаклем для Бергмана был «Гамлет» (1986).
К нему он шёл долго. Конфликты у Бергмана всегда неразрешимы — с жизнью
примиряет лишь само искусство. В «Гамлете» изысканно красив танец с
факелами в первом действии. Однако этот красивый мир обнаруживает своё
уродство, ибо все, кроме Гамлета, живут во лжи, не по совести. В конце
концов и сам принц Датский вовлекается в порочный круг…
В 1990-х годах Ингмар Бергман продолжает ставить
спектакли в театре, пишет автобиографические романы и сценарии, которые
передаёт для экранизации только близким людям. В 1987 году он
опубликовал автобиографию «Латерна Магика».
По его сценарию Лив Ульман сняла на «Форёфильм»
«Неверные». Эта лента рассказывает историю кризиса в отношениях между
супругами, историю Ульман и Бергмана… В одном из интервью Бергман
признался: «Я никогда ещё не использовал так непосредственно
обстоятельства своей личной жизни при написании сценария. Это очень
болезненный эпизод, особенно из-за того, что в опасности — по вине
взрослых — оказался ребёнок. […] Этот фильм говорит о пережитом прямо и
жёстко».
После смерти в 1995 году жены Ингрид Бергман
уединился на острове Форё, лишь изредка общаясь с родственниками
(большинство его детей стали режиссёрами и актёрами), а также с актёром
Эрландом Юсефсоном. В 1997 года Бергман поставил фильм «В присутствии
клоуна», сыграв в нём одного из пациентов психиатрической клиники…
Ингмар Бергман — лауреат престижных международных
кинопремий, включая премию Европейской киноакадемии «Феликс» (1988) и
«Ветвь ветвей» 50-го юбилейного кинофестиваля в Каннах (1997). Многие из
его поклонников стали режиссёрами. Вуди Аллен, например, считает, что
Бергман «величайший кинохудожник с момента изобретения кинокамеры».
Ингмар Бергман ушёл из жизни 30 июля 2007 года.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Ингмар Бергман", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.