Лукино Висконти ди Модроне родился 2 ноября 1906
года в Милане. Его отец, герцог Джузеппе Висконти ди Модроне, любил
искусство и заслужил признание как театральный меценат. Мать, Карла
Эрба, происходила из богатого семейства, добившегося господства в
фармацевтической промышленности Милана.
Семеро детей Висконти занимались
иностранными языками, спортом, музыкой. Отец воспитывал их в строгих и
твёрдых правилах. Лукино учился игре на виолончели, а также композиции.
Его любимым писателем был Шекспир. Ещё одним увлечением стал театр «Ла
Скала». В 1936 году Висконти по рекомендации Коко Шанель устроился
ассистентом (по другим сведениям — бутафором) в группу Жана Ренуара,
снимавшего фильм «Загородная прогулка». Работа у Ренуара. Это было
начало режиссёрского пути Лукино. Тогда же началось его сближение с
коммунистами.
Свой первый фильм «Одержимость» («Наваждение») по
роману Джеймса Кейна «Почтальон звонит дважды» Висконти снял в 1942
году. Это история любовной страсти, преступления и возмездия.
Вскоре Висконти оказался в рядах антифашистского
Сопротивления. Он укрывал в своём доме людей, преследуемых фашистами,
помогал солдатам союзнических армий бежать из немецкого плена. В Риме
Лукино был арестован гестапо и чудом избежал казни. В 1945 году он
вместе с другими кинематографистами выпустил документальный фильм в
память об антифашистском Сопротивлении — «Дни славы».
Ещё до окончания войны Висконти развил бурную
деятельность как режиссёр театра: с января 1945 по февраль 1947 года он
поставил на различных сценах Италии одиннадцать драматических
спектаклей. В 1946 году он сформировал собственную труппу с постоянной
резиденцией в римском театре «Элизео». Его «Элизео» просуществовал
двенадцать лет, став первым итальянским режиссёрским театром,
выдержавшим испытание временем. Наряду с Джорджо Стрелером, Висконти
стал основоположником режиссёрского театра в Италии.
Начинал Висконти как вождь театрального натурализма.
По словам самого Висконти, в его прославленных спектаклях 1940-х годов
«…у зрителей возникло ощущение чего-то совершенно нового, небывалого.
Непривычная реалистичность постановки и исполнения буквально сразила их:
так бывает в школе, когда всё стирается с доски и пишется заново. Никто
не представлял себе, что можно играть настолько правдиво».
Задумав новый фильм, в 1947 году Лукино Висконти
отправился на Сицилию, в старинный рыбацкий посёлок Ачи Трецца, где
когда-то происходили события, пересказанные в романе Верги «Семья
Малаволья». Его ассистентами стали Франческо Рози и Франко Дзефирелли.
Сценария не было — фильм создавался по сюжету
романа. Вместо профессиональных актёров в картине снимались жители
местечка: рыбаки, девушки, батраки, каменщики, торговцы рыбой. Говорили
они на сицилийском диалекте. Итальянский язык в Сицилии — не язык
бедняков. Висконти добивался того, чтобы экранная жизнь его сицилийских
героев представляла естественное продолжение их реальной жизни.
Съёмки продолжались полгода. Исчерпав бюджет, Висконти продал часть семейных картин и драгоценностей и довёл работу до конца…
В августе 1948 года фильм «Земля дрожит» был
представлен зрителям на Венецианском кинофестивале. Картина поразила
всех необычайным сочетанием правдивости и высокого поэтического
достоинства. Искусство неореализма достигло в ней одной из своих вершин.
В 1950-х годах Лукино Висконти успешно сочетал
работу в театре и кино. Сценарий трагикомедии «Самая красивая» (1951)
ему помогали писать Франческо Рози и новый соавтор — Сузо Чекки д'Амико,
которая станет одним из самых близких друзей и верных соратников
режиссёра. В «Самой красивой» убедительно сыграла актриса Анна Маньяни,
создавшая образ чистосердечной, наивной женщины.
Снимая кино, Висконти черпал вдохновение в театре.
Поставив «Весталку» Спонтини в «Ла Скала», он создаёт «костюмный» фильм
«Чувство» (1954). Это история безумной любовной страсти с жестоким
финалом из жизни аристократов.
После этого он осуществил ряд успешных оперных
постановок в «Ла Скала» с участием Марии Каллас. «Травиата» (1955) Верди
стала крупнейшим событием в музыкальной жизни. Висконти ещё не раз
будет обращаться к творчеству великого итальянского композитора. Среди
любимых опер режиссёра — «Дон Карлос» и «Макбет».
В драматическом театре висконтиевский натурализм со
временем приобрёл физиологический оттенок. Болезненной страстью были
проникнуты спектакли по миллеровской пьесе «Вид с моста» (1958) и
«Фрекен Юлия» (1957) Стриндберга, а также запрещённая цензурой за
безнравственность «Ариальда» по пьесе Тестори (1961). Исполнительница
главной роли Рина Морелли замечательно «передала горечь, ярость,
истерические кризисы старой девы, преследуемой воспоминаниями об умершем
женихе, а Паоло Стоппа — вульгарность и грубость её нового избранника».
Однажды в беседе с журналистами Висконти обмолвился о
замысле фильма «из жизни молодых боксёров». Героями его новой работы
стали крестьяне, выходцы из нищей Лукании, отправившиеся искать лучшую
жизнь. В роли всепрощающего Рокко Паронди снялся молодой Ален Делон.
Картину «Рокко него братья» (1960) смотрела вся Италия!
Висконти обладал сложным характером. «Дух
противоречия», «непреклонность», «постоянный вызов самому себе» — так
обозначила Сузо Чекки д'Амико его черты.
Искусство работы с актёром он сравнивал с умением
находить подземные воды. «Лукино фактически подменял актёров, подолгу
объяснял реплики, задавал интонацию, сам декламировал и проигрывал
эпизоды», — говорил в одном из интервью Микеланджело Антониони.
Висконти предоставлял полную свободу Анне Маньяни, а
на Марчелло Мастроянни кричал и ссорился с ним. Он в совершенном
безмолвии проводил съёмочные дни с Дирком Богардом и по-доброму шутил на
съёмках с Роми Шнайдер. С Паоло Стоппой и Риной Морелли у него было
полное взаимопонимание и единомыслие, не только в работе, но и в жизни
вообще.
Микеланджело Антониони говорил, что «фильмы Висконти
отличаются силой и плавностью повествования: у него потрясающее умение
развивать характер персонажа в процессе рассказа». Эти слова в полной
мере можно отнести к картине режиссёра «Туманные звёзды Большой
Медведицы» (1965), в которой Висконти обращается к современной теме:
брат и сестра мстят за погибшего отца убийце, ставшему их отчимом, и
матери, пособнице преступления.
В это же время он ставит в театре для труппы
Морелли — Стоппа чеховский «Вишнёвый сад» (1965). Висконти заявил, что
это будет спектакль о кризисе одного семейства, более того, между его
последним фильмом «Туманные звёзды Большой Медведицы» и «Вишнёвым садом»
есть много общего: их объединяет именно тема семейного кризиса. «Только
сюжет моего фильма трагичен, — уточнял режиссёр, — а сюжет пьесы Чехова
совсем напротив, хотя все в театре думают иначе. Даже Станиславский не
понял в этом отношении Чехова… Я же буду придерживаться указаний,
которые дал автор в письмах к первому постановщику… Для Чехова эта его
последняя пьеса была не столько драмой, сколько комедией».
После «Вишнёвого сада» Лукино Висконти практически распрощался с театром.
В последний период жизни он всё чаще обращался к
немецкой литературе, музыке, истории и даже совершил путешествие по
Баварии и Австрии. О том, что Висконти прекрасно знал и понимал немецкую
культуру, убедительно свидетельствуют созданные на протяжении пяти лет
фильмы «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971), «Людвиг»
(1973). Критики назвали их «немецкой трилогией» Висконти.
Сначала он обратился к событиям, происходившим в
Германии фазу после установления нацистского режима. Фильм был назван,
как опера Вагнера: «Гибель богов». «Я делаю эту картину для поколений,
которые не знают, что такое нацизм, — говорил режиссёр. — Молодые должны
усвоить, что непротивление злу приводит к его абсолютизации. Нацистские
оргии массовых убийств были чудовищны, и я хотел передать воистину
апокалипсический ужас происходящего».
Второй фильм «Смерть в Венеции» был снят по известной новелле Томаса Манна в 1971 году и удостоен премии Каннского фестиваля.
Завершал «немецкую трилогию» фильм «Людвиг» — о
короле Баварском, ставшем олицетворением тщетных попыток создать
«царство Красоты». Висконти любил рассказывать истории поражений,
описывать одинокие души, судьбы, разрушенные реальностью.
Висконти довёл съёмки до завершения, когда 27 июля
1972 года у него случился удар. Перед этим Лукино чувствовал себя так,
как чувствует себя человек после нормального трудового дня, с учётом той
нестерпимой жары, которая стояла в Риме, и того, что было выкурено
исключительно много сигарет.
В результате инсульта его тело оказалось частично
парализованным. Висконти был доставлен в Цюрих, но, не завершив курс
лечения, он с согласия врачей покинул клинику, чтобы на вилле своей
сестры заняться монтажом «Людвига».
Режиссёр мечтал превратить «немецкую трилогию» в
тетралогию, экранизировав «Волшебную гору» Томаса Манна, и таким образом
завершить кинематографическую карьеру.
Но сначала он поставил камерный фильм с немногими
персонажами. Главные роли в нём исполнили Берт Ланкастер, Хельмут Бергер
и Сильвана Мангано. Осенью 1974 года «Семейный портрет в интерьере» был
завершён и в откликах на него зазвучали одни и те же слова:
фильм-завещание. Его герой — интеллектуал, старый Профессор, который
уходит в себя, предпочитая общению с людьми коллекционирование картин.
Висконти был вынужден оставить работу после того,
как упал и сломал шейку бедра. Снова невозможность передвигаться, снова
кресло-коляска. В его квартире постоянно находились родные и друзья,
здесь же, рядом с ним, были любимые книги и музыкальные записи.
Сильнейшая простуда ускорила конец. Лукино Висконти
ушёл из жизни 17 марта 1976 года. Он успел провести съёмки «Невинного»
по роману д'Аннунцио. «Это был фильм Лукино Висконти» — такой надписью
завершили картину его друзья. Великий режиссёр хотел, чтобы на его
надгробии было начертано: «Он обожал Шекспира, Чехова и Верди».
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Лукино Висконти", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.