Милош Форман родился 18 февраля 1932 года в городке
Часлав в Центральной Чехии. Отец, Рудольф, — преподаватель
педагогического института. Мать много времени уделяла гостинице, которую
вместе с мужем построила на берегу озера.
Во время войны родители Милоша погибли в концлагере. Мальчика воспитывали дядя Болеслав и тётя Анна (сестра отца).
После войны Форман увлёкся театром. Его брат работал
оформителем в одной из бродячих трупп. Когда театрик прибыл в Часлав,
Милош почти всё время проводил за его кулисами. Он уже тогда знал, что
будет актёром или режиссёром.
Весной 1950 года Милош подал документы в пражскую
Академию драматических искусств. Потерпев неудачу, он поступил в
Киношколу на сценарное отделение.
В 1963 году Форман снимает документальный фильм
«Конкурс» об увлечении молодёжи джазом. Он нарисовал безрадостную
картину конкурса любителей этой музыки, которые демонстрируют своё
умение перед профессиональным жюри.
В полнометражном игровом фильме «Чёрный Пётр»
(другое название — «Пётр и Павла», 1964) Форман рассказал о начале
самостоятельной жизни молодого парня, ощутившего разлад со лживым миром
взрослых. В условиях жесточайшей экономии Милош снял ленту с молодыми и
непрофессиональными актёрами всего за семь недель. «Чёрного Петра»
отправили на фестиваль в Локарно. Картина неожиданно получила первую
премию, опередив работы Годара и Антониони.
Форман добирался в Локарно на своей машине —
английском «хиллмане». Потом вместе с «Чёрным Петром» он оказался в
Америке, которая произвела на него ошеломляющее впечатление.
Последующие картины Формана — «Любовные похождения
блондинки» (1965) и «Горит, моя барышня» (1967) — стали событием в жизни
кино Чехословакии, а самого режиссёра стали называть лидером «чешской
волны».
Фильм «Любовные похождения блондинки» о юной
провинциалке с текстильной фабрики, влюбившейся в заезжего музыканта,
открывал Нью-Йоркский кинофестиваль 1966 года. Форман вторично посетил
США. Он побывал также в Каннах, Лондоне. Картина была номинирована на
премию «Оскар», но победила работа Клода Лелуша «Мужчина и женщина».
Вдохновлённый успехом, чешский режиссёр снимает
комедию «Горит, моя барышня» (другое название — «Бал пожарных»).
Действие фильма разворачивается в течение одного вечера во время
ежегодного бала пожарных. Всё на нём не клеится: куда-то пропадают призы
для лотереи; девушки прячутся от комиссии, отбирающих кандидаток на
звание королевы бала; в довершение всего начинается пожар и сгорает дом
уважаемого горожанина.
Форману помог известный продюсер Карло Понти,
который вложил в «Бал пожарных» 80 тысяч долларов, что позволило сделать
картину в цвете. Среди актёров не было ни одного профессионала! Фильм
снова выдвигался на премию «Оскар».
В Чехословакии «Бал пожарных» был запрещён цензурой,
но в январе 1968 года к власти пришёл Дубчек и фильм выпустили на
экран, а когда на улицы Праги вошли советские танки, его снова положили
на полку кинохранилища.
Форман в это время находился во Франции, где вёл
переговоры о съёмках новой картины. Он решил не возвращаться на родину.
Позднее он переехал в США.
В Америке Милош растерялся — вокруг все говорили
по-английски, а он ничего не мог понять. Рассказывают, что несколько
месяцев режиссёр не выходил из отеля, более того, не вылезал из кровати,
и что его одолевали самые разные страхи. Форман же объяснял свой кризис
так: «После таких нечеловеческих трудов мой организм приказал мне
замолчать, зарыться на два месяца в постель, побыть в покое, чтобы мой
измученный сверхъестественной работой мозг смог наконец-то набрать
силы».
В 1969 году продюсеры компании «Парамаунт»
предложили ему сотрудничество. Фильм «Отрыв», посвящённый конфликту
поколений, получил премию в Каннах, однако коммерческого успеха не имел,
что было для Формана весьма печально: по договору с «Парамаунтом» его
гонорар напрямую зависел от кассовых сборов.
Триумфальный успех пришёл к нему через четыре года, после экранизации романа Кена Кизи «Полёт над гнездом кукушки» (1975).
Герой фильма Рэндл Патрик Макмёрфи (Джек Николсон),
переведённый из тюрьмы на экспертизу в психиатрическую клинику, приносит
в её унылую атмосферу дух беспокойства и свободы. Конечно, поведение
его отнюдь не праведное, но дело не в проступках Макмёрфи, а в том, что в
них проявляется противостояние отдельного человека — Системе.
Герой Николсона не желает смириться с жесточайшими
законами этого заведения и не может не отстаивать свободу — сначала
свою, а потом и друзей по несчастью. Он вступает в поединок с
сестрой-садисткой, хотя и знает, что силы их не равны и в её власти
подвергнуть его операции лоботомии, после которой он превратится в
слабоумного идиота…
Фильм был сделан за несколько недель. Чешский
режиссёр снимал без дублей в настоящей психиатрической клинике с
настоящими больными и персоналом. Когда кончились деньги, заложил свой
дом и влез в долги. Результат хорошо известен: фильм получил пять
«Оскаров», в том числе премии за режиссуру, сценарий и фильм. Кроме
того, Форман стал богатым человеком.
В 1975 году Милош принял гражданство США и начал
преподавать на киноотделении в Колумбийском университете. Фильм «Амадей»
(1984), снятый по пьесе Питера Шеффера, принёс режиссёру не только
восемь «Оскаров», но и большую прибыль, так как правами на негатив
владели всего трое — Шеффер, продюсер Сол Зайонц и сам Форман.
На вопрос, кто ему ближе, Моцарт или Сальери, Форман
ответил так: «Оба. Потому что каждый из нас, делая что-то, должен
верить, что делает что-то прекрасное, доброе, и тогда он чувствует себя
Моцартом. Но, обозревая результат, человек чувствует себя Сальери. Я
хочу вам сказать: я люблю Сальери, я понимаю его, потому что его
мучительная мысль, мечта о прекрасном и сознание того, что он не в силах
его сотворить, — это черты, присущие каждому человеку, их нёс в себе и
Моцарт».
На церемонии вручения «Оскара» присутствовали
двенадцатилетние сыновья-близнецы Формана Пётр и Матей, которых он не
видел целых шесть лет.
После нескольких лет вынужденного простоя Форман
привлёк к себе внимание противоречивой лентой «Народ против Ларри
Флинта» (1996) о судьбе издателя порножурнала «Хастлер». После того как
на него было совершено покушение, Флинт мог передвигаться только в
коляске, но издание журнала не прекратил. Он выиграл судебный процесс,
так как отстаивал якобы свободу слова, и это стало историческим событием
в жизни США. Главную роль в фильме сыграл скандально известный борец с
общественной моралью Вуди Харрелсон, выступающий, в частности, за
легализацию посевов конопли.
Участие в съёмках самого Ларри Флинта многое
принесло картине, как, впрочем, и участие других известных людей
Америки: Донны Хановер, жены мэра Нью-Йорка, Джеймса Кэрвилла, советника
Билла Клинтона после его первой президентской кампании. Бывший помощник
Лютера Кинга судья Бейли сыграл судью-негра. Что удивительно, они
заводили на съёмках остальных. Ларри Флинт появился в мантии судьи.
Форман решил, что забавно показать, как издатель приговаривает себя к 25
годам тюрьмы.
«Народ против Ларри Флинта» получил пять номинаций
на «Золотой глобус», взял в итоге два приза за лучшую режиссуру и лучший
сценарий. На Берлинском фестивале картина выиграла главный приз.
Следующий фильм Формана «Человек на луне» (1999) —
один из самых смелых его экспериментов, хотя и не оценённый массовым
зрителем. Снявшийся в главной роли Джим Кэрри создал яркий и
запоминающийся образ эксцентричного американского комика Энди Кауфмана,
чья жизнь и даже смерть превращались в провокационные шоу.
В 1998 году у Формана родились два близнеца Эндрю и
Джеймс. Он назвал их в честь Энди Кауфмана и Джима Кэрри. 28 ноября
следующего года Милош наконец оформил свои отношения с Мартиной
Збориловой.
После «Человека на луне» Форман подписал контракт с
продюсером Солом Зайонцом на постановку картины, повествующей о жизни
великого испанского художника Франсиско Гойи. Сценарий написал Майкл
Уэллер, который сотрудничал с Милошем на «Рэгтайме» и мюзикле «Волосы».
На вопрос, какова сейчас главная забота кино,
задача, которую оно пока не решило, Форман ответил: «Я думаю, что кино,
как и литература, как и театр, всегда имеет одну и ту же задачу:
взволновать человека или же рассмешить его, словом, пробудить в нём
такие чувства и мысли, которые обыденная жизнь имеет тенденцию
заглушать».
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Милош Форман", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.