Древнеримская мифология в ее классическом
варианте тесно связана с древнегреческой. Многие мифологические образы и
сюжеты римляне полностью заимствовали у греков, скульптурные
изображения богов делали по греческим образцам. Но греческие мифы начали
проникать в Рим лишь в конце VI — начале V века до н. э. А в более
древние времена у римлян существовало иное, самобытное представление о
богах.
Юпитер был богом неба, дневного света и
грозы, Сатурн — богом урожая, Юнона — богиней брака и материнства, Марс
— богом войны, Минерва — богиней ремесел и искусства, Венера — богиней
садов и огородов, Амур — богом любви, Вулкан — огня, Диана — богиней
растительности.
Древние римляне считали, что каждый предмет и явление — независимо от своей значительности — имеет особого бога-покровителя.
В римском пантеоне существовали бог
посева и бог произрастания семян, бог рождения ребенка, бог его первого
крика, бог выхода на прогулку, бог возвращения домой и так далее.
Христианский писатель Августин Блаженный писал о римских богах,
охранявших двери дома: «Они (римляне) поместили здесь целых трех богов:
створки отдали под опеку Форкула, петли — богине Кордеа, а порог — богу
Лимекту. По-видимому, этот Форкул не умел одновременно стеречь петли и
порог».
В отличие от большинства древних
народов, римляне крайне редко изображали своих богов и не создавали
мифов о них — об их рождении и родственных связях, взаимоотношениях друг
с другом и с людьми, ссорах и любовных похождениях.
Польский писатель Ян Парандовский,
автор популярной книги «Мифология», пишет: «Это отсутствие легенд, в
котором мы теперь усматриваем известный недостаток творческого
воображения, древние считали достоинством римлян, слывших самым
религиозным народом.(…) Эта религия (…) не имела мифов, порочащих честь и
достоинство богов».
Римляне сознательно отказывались
придавать своим богам какой-либо облик и характер. Часто неопределенными
оставались даже их пол и имя. В молитвах к божеству обращались так:
«Бог ли ты или богиня, мужчина ли ты или женщина», а если все же
называли бога по имени, то добавляли: «или каким иным именем ты желаешь
называться».
Впрочем, некоторые ученые считают, что
такое безличное поклонение богам культивировали жрецы, а в народе были
распространены традиционные мифы, но они не дошли до нашего времени.
Существует предположение, что некогда у римлян бытовал миф о создании мира богом Янусом. Его имя означает «двери», «ворота».
Он был богом входа и выхода, а также
всякого начала, нового года, начала войны, первого дня месяца, рождения
человека Януса изображали с ключами, тремястами шестьюдесятью пятью
пальцами (по количеству дней в году) и с двумя лицами, имелось в виду,
что одно лицо обращено в прошлое, другое — в будущее.
Римляне, подобно всем древним народам,
обожествляли силы природы, поклонялись деревьям и источникам, животным и
птицам. Из деревьев больше всего они почитали дуб и смоковницу, среди
животных — волка, среди птиц — орла и дятла.
Богом полей, лесов и пастбищ,
покровителем животных считался Фавн, культ которого был связан с культом
волка В честь Фавна устраивали праздник луперкалий («лупус» — значит»
волк»). На этом празднике Фавну приносили в жертву козла, а затем
жрецы-луперки бегали вокруг святилища, размахивая ремнями, вырезанными
из шкуры жертвенного козла и хлестали ими проходящих мимо женщин, что
должно было обеспечить их плодовитость. Фавна особо почитали пастухи,
поскольку он помогал оберегать стадо, от волков.
К Фавну был близок Сильван — бог леса и
дикой природы. Его имя происходит от слова «сильва» — «лес». Сильван не
имел официального культа, но был очень популярен в народе, особенно
среди крестьян и рабов. Его благодарили за исцеление от болезни, за
неожиданную удачу, за освобождение от рабства. Сильвана изображали в
крестьянской одежде, его сопровождали коза и собака.
Богом водных источников был Фоне. В
его праздник — фонтаналий — колодцы украшали цветами, а в источники
бросали цветочные гирлянды. Фоне, также как и Сильван, был божеством
простого народа: его служители, по традиции, набирались из рабов.
Созревающим древесным плодам покровительствовала богиня Помона, ей была
посвящена священная роща.
Богом всяческих перемен — смены времен года, стадий созревания плодов, перепадов настроений человека — был Вертумн.
Среди богов, имеющих непосредственное
отношение к жизни и деятельности человека, известны братья Пилумн и
Пикумн — покровители брака и рождения. Кроме того, считалось, что Пилумн
изобрел пест для дробления зерна, а Пикумн научил людей удобрять поля
навозом (другое его имя — Стеркулин, что значит «навозный»).
Фортуна также первоначально была
покровительницей рождения, позже ее стали почитать как богиню судьбы,
счастья и удачи. Фортуну изображали стоящей на шаре или колесе — символ
неустойчивости счастья.
Особым почитанием пользовались у
римлян многочисленные божества, покровительствовавшие домашнему очагу.
Его главной покровительницей была богиня Веста. Ей посвящали вход в дом
(отсюда «вестибюль»). В храме Весты на жертвеннике постоянно горел
огонь, который гасили в первый день каждого года и тут же возжигали
вновь путем трения священного дерева. От этого огня зажигали огонь в
очагах всех римский курий — объединений нескольких патрицианских —
привилегированных — родов.
Неугасимый огонь в храме поддерживали
жрицы Весты — весталки. Они избирались из молодых девушек и должны были
прослужить богине тридцать лет: первое десятилетие они обучались
служению, второе — служили, третье — обучали молодых весталок.
На протяжении этих тридцати лет
весталки должны были соблюдать целомудрие, нарушивших запрет
замуровывали живыми в подземелье. По окончании служения жрица Весты
могла выйти замуж, однако считалось, что жена-весталка навлекает на дом
несчастье.
Домашнему очагу покровительствовали
также особые божества — лары, они были в каждом доме свои. К ларам
обращались за помощью при наиболее важных событиях в семье: перед
бракосочетанием, во время родов, в случае смерти кого-либо из
домочадцев. Лары следили за соблюдением правильных взаимоотношений в
семье, защищали рабов от несправедливого гнева хозяев.
Лары покровительствовали также
добрососедским отношениям. На перекрестках ставили их святилища с таким
количеством входов, сколько жилищ располагалось вокруг этого
перекрестка.
Служителями культа ларов были рабы.
Иногда лары отождествляются с
пенатами. Пенаты также были хранителями домашнего очага, но в их ведении
преимущественно находились запасы продовольствия.
Также как и лары, свои пенаты были у
каждой семьи. Но, кроме того, существовали пенаты всего римского народа.
По преданию, изображение этих пенатов доставил из Трои Эней —
основатель Римского государства. Изображение государственных пенатов
хранилось в храме Весты, и приближаться к нему могли только весталки и
особые жрецы. Помимо ларов и пенатов, каждый человек имел своего
собственного духа- покровителя: мужчины — гения, женщины — юнону. (В
отличие от богини Юноны, покровительницы всех женщин, дух-юнона
покровительствовала лишь одной) Гении и юноны умерших людей становились
манами — доброжелательными божествами, в которых почитали души предков.
Но если человек умирал насильственной смертью или не получал должного
погребения, то его дух-покровитель мог превратиться в злого лемура
(прообраз более поздних вампиров).
Большое место в жизни древних римлян занимали различные гадания и пророчества.
Гаданиями занимались особые жрецы —
авгуры, которые толковали волю богов многочисленными способами по полету
птиц, по внутренностям животных, по грому и молнии и т. д.
Существует предание о пророчице
Сивилле, которая могла предсказывать на тысячу лет вперед. Она записала
свои пророчества на пальмовых листьях и составила из них девять книг.
Сивилла предложила купить эти книги римскому царю Тарквинию, но тот
отказался, желая, чтобы пророчица сбавила цену. Тогда Сивилла на глазах у
Тарквиния сожгла шесть книг, и он, уже не торгуясь, купил оставшиеся
три.
В Риме, в храме Юпитера, действительно
хранились три книги пророчеств, которые называли Сивиллиными книгами.
Ими пользовались вплоть до V века новой эры.
В основе мировоззрения древних римлян
лежало представление о том, что боги предначертали Риму власть над
миром. Это способствовало возникновению культа самого Рима и
формированию так называемого «римского мифа», отражающего легендарную
римскую историю. Сюжеты «римского мифа» исследователи подразделяют на
три группы. Первая связана с основанием римского государства легендарным
героем Энеем, вторая — с возникновением самого Рима и так называемым
«временем царей».
Известный немецкий историк Оскар Иегер
писал: «Позднейшие римские писатели преувеличивают в своих рассказах о
«времени царей» (753–510 годы до Рождества Христова) значение крошечного
государства до чрезвычайности. (…) Многое в этих рассказах ярко и
привлекательно. В действительности же, по отношению к этим первым векам
Рима оказывается возможным установить лишь очень немногие события, а
развитие политической и общественной жизни Рима можно проследить только в
самых общих чертах».
Предание называет имена семерых,
последовательно правивших римских царей. Хотя некоторые из них,
возможно, и имели исторические прототипы, в основном они являются
мифологическими фигурами, в сказаниях о них принимают участие боги.
Ромул — легендарный основатель Рима и
первый из римских царей — был сыном бога Марса, а после смерти сам стал
почитаться в образе бога Квирина. Другой царь, Нума Помпилий, был женат
на нимфе ручья Эгерии и по ее совету ввел большинство религиозных
установлений Рима. Предпоследний из семи царей, Сервий Туллий, которому
приписываются государственные реформы, объединившие патрициев и плебеев в
единый римский народ и направленные на предоставление каждому римлянину
возможности выдвинуться благодаря личным достоинствам, а не
происхождению, был сыном лара и возлюбленным богини Фортуны.
Третья группа сюжетов «римского мифа»
связана с установлением и ранним этапом существования римской
республики. Эти сказания повествуют о героях, жертвующих собой во имя
славы и процветания Рима. Римляне расценивали такое самопожертвование не
только как проявление патриотизма, но и как исполнение воли богов,
которые предначертали Риму главенствующее положение в мире.
Поэтому большинство исследователей
причисляет сказания о доблестных римлянах не к историческим преданиям, а
к мифам. Со временем в Рим начала проникать греческая культура, в том
числе и греческая мифология. Многие исконно римские божества были
отождествлены с греческими богами-олимпийцами: Юпитер — с Зевсом, Юнона —
с Герой, Минерва — с Афиной, Вулкан — с Гефестом, Диана — с Артемидой,
Амур — с Эротом, Венера — с Афродитой.
Римские поэты стали создавать
произведения на сюжеты греческой мифологии, скульпторы делать копии со
знаменитых греческих изваяний, изображающих богов.
Ян Парандовский пишет: «Под конец вся
греческая мифология перебралась в Рим. (…) Неуклюжие римские боги ожили,
соединились в супружеские пары, приняли, как собственные, все греческие
легенды. Греческая мифология заполнила ту пустоту, какой веяло от
суровой римской религии».
В конце I века до н. э. в политической
жизни Рима произошел переворот, республика сменилась империей.
Императоры стали отождествлять себя с богами, а императриц — с богинями.
Вскоре императоров стали обожествлять официально. Первым римским
императором-богом был Юлий Цезарь (100-44 годы до н. э.). «Римский миф»,
прославляющий республику, в это время был оттеснен на второй план.
Римская империя вела многочисленные и,
как правило, победоносные войны. Под своей властью она объединила
огромную территорию. Но завоевывая и покоряя различные народы, римляне
впитывали их культуру, в том числе религиозные представления и
мифологию.
В конце концов в римский пантеон вошло
несметное количество богов самого разного происхождения, религия
древних римлян утратила свою цельность и самобытность и через некоторое
время сменилась христианством. Рим стал первым центром христианского
мира.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Древнеримская мифология", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.