У царя Альба-Лонги Прокаса Сильвия было
двое сыновей — старший Нумитор и младший Амулий. Унаследовать отцовский
престол должен был Нумитор, но как только Прокас Сильвий скончался,
Амулий устроил заговор и вынудил брата отречься от престола.
Амулий стал царем, а Нумитор — его
подданным. Но не было покоя царю-узурпатору. Он боялся, что сын
Нумитора, возмужав, свергнет его с престола и вернет царство своему
отцу. Амулий позвал племянника на охоту — и убил его.
Однако, совершив это преступление,
Амулий не обрел покоя. У Нумитора осталась дочь, Рея Сильвия. Она
выросла красавицей, к ней начали свататься женихи, и Амулий думал, что
если Рея Сильвия выйдет замуж и родит сына, тот станет законным
наследником своего деда и предъявит права на престол.
Амулий решил сделать так, чтобы Рея
Сильвия никогда не вышла замуж. Незамужними, по обычаю, должны были
оставаться весталки — жрицы богини Весты. Богиня сама избирала для себя
жриц. Она являла знамение особым жрецам, а те истолковывали волю богини и
объявляли ее народу.
Амулий угрозами заставил жрецов объявить Рею Сильвию избранницей Весты, и девушка стала весталкой, принеся обет целомудрия.
Но боги приготовили для нее иную судьбу.
Храм Весты стоял на холме. Однажды Рея
Сильвия спустилась к Тибру набрать воды для храмового жертвоприношения.
Когда она возвращалась, разразилась сильная гроза, и девушка укрылась
от нее в пещере. Вдруг в блеске молний, под раскаты грома перед ней
появился бог войны Марс в сверкающих доспехах. Он сказал потрясенной
девушке: «Радуйся, благородная Рея Сильвия! Боги предназначили тебя мне в
жены».
Через год Рея Сильвия родила двух
мальчиков-близнецов. И хотя она торжественно поклялась, что отец ее
сыновей — великий Марс и, став его женой, она исполнила волю богов,
Амулий приказал поступить с Реей Сильвией так, как обычно поступали с
весталками, нарушившими обет целомудрия. Несчастную замуровали в
подземелье, и она там умерла. А новорожденных близнецов Амулий повелел
утопить в Тибре.
Была весна, воды Тибра высоко
поднялись и затопили берега. Слуги Амулия, которым он поручил злое дело,
пожалели невинных младенцев и вместо того, чтобы бросить их в реку,
положили в дубовое корыто и пустили его в заводь, образовавшуюся на
берегу.
Едва царские слуги ушли, вода начала
убывать. Вскоре Тибр вернулся в свои берега, а корыто, в котором лежали
младенцы, оказалось на сухом месте, под высокой смоковницей.
Неподалеку от этой смоковницы было
логово волчицы. Она только что ощенилась и кормила своих волчат. Вдруг
до ее слуха донесся жалобный плач человеческих детенышей. Волчица
выбралась из логова, нашла плачущих близнецов и, увидев, что они такие
же маленькие и беспомощные, как и ее волчата, стала приходить к ним
каждый день и кормить своим молоком.
Однажды, когда сыновья Реи Сильвии
сосали волчицу, мимо проходил пастух по имени Фавстул. Он увидел, как
волчица кормит близнецов и подумал: «Дикий зверь пожалел этих детей, так
неужели не пожалею их я — человек?» Когда близнецы насытились и волчица
убежала, пастух взял мальчиков на руки и отнес в свою хижину.
Жена Фавстула накануне разрешилась от
бремени, но ребенок, едва родившись, умер. Пастух сказал жене: «Боги
взяли нашего сына, но послали нам двух других». Эти добрые люди
догадались, что близнецы — сыновья Реи Сильвии, осужденные на смерть
жестоким царем, они оставили их у себя и стали выдавать за своих детей.
Назвали близнецов Ромул и Рем.
Шли годы. Ромул и Рем вели мирную
жизнь пастухов, пасли стада вместе со своим названным отцом. Когда они
стали взрослыми юношами, Фавстул сказал им: «Я и моя жена любим вас, как
своих сыновей, но пришло время поведать вам правду: ваш отец — великий
Марс, а мать — Рея Сильвия, дочь Нумитора, законного царя Альба-Лонги,
свергнутого своим жестоким братом».
Узнав о своем царственном
происхождении, Ромул и Рем решили идти в Альба-Лонгу, чтобы покарать
узурпатора и восстановить попранную им справедливость.
Простившись с теми, кого они прежде
считали родителями, братья отправились к Нумитору. Тот с первого взгляда
признал в близнецах сыновей Реи Сильвии, своих внуков. Ромул и Рем
сказали деду: «Дай нам оружие и верных тебе людей, и мы отомстим Амулию
за все его преступления».
Во главе небольшого отряда, который
дал им Нумитор, братья ворвались в царский дворец. Растерявшаяся стража
не смогла их задержать, Амулий попытался спастись бегством, но был убит.
Ромул и Рем провозгласили царем своего
деда, старого Нумитора, и народ Альба- Лонги радостно приветствовал его
как законного правителя.
Нумитор спросил Ромула и Рема. «Что
хотите вы в награду?» Братья ответили: «Отдай нам земли по берегам
Тибра, где мы детьми едва не погибли, но были спасены доброй волчицей и
великодушным пастухом».
Нумитор исполнил желание братьев и
отпустил с ними тех жителей Альба-Лонги, которые захотели переселиться
на новое место. Братья облюбовали семь холмов, чтобы построить на них
будущую столицу, но тут между ними возник спор, чьим именем ее назвать —
Ромула или Рема, и кто из них станет там царем.
Наконец они решили: «Пусть рассудят нас боги».
Братья взошли на два холма и стали
ожидать знамения. Ждать пришлось недолго: в небе послышалось хлопанье
крыльев — и над головой Рема пролетели шесть коршунов, а над головой
Ромула — двенадцать. И все, кто это видел, закричали: «Ромула избрали
боги! Над ним пролетело вдвое больше птиц».
Ромул запряг в плуг двух волов и пропахал глубокую борозду-границу будущего города.
Уязвленный Рем насмешливо сказал: «Могучие же укрепления ты возвел!» — и перешагнул через борозду.
Тогда Ромул впал в великий гнев,
выхватил меч — и поразил брата в самое сердце. Рем упал мертвым, а Ромул
сказал: «Так будете каждым, кто силой вторгнется в мой город!» Город
получил название по имени Ромула — Рома. В России его называют Рим.
В I веке до н. э. римский математик и
астролог Таруций попытался на основе расположения звезд вычислить точную
дату основания Рима. У него получилось — 23 апреля 753 года до н. э.
Сказание о Ромуле и Реме изложил
римский писатель Диокл, автор первой книги об основании Рима, живший,
предположительно, в III веке до н. э. Знаменитый греческий историк I
века новой эры Плутарх писал об этой книге: «Некоторые считают ее
произведением сказочного, мифического характера. Тем не менее, нет
основания не доверять ей, видя, что делает судьба, и принимая во
внимание, что Рим никогда не был бы так могущественен, если бы на то не
было воли свыше, воли, для которой нет (…) ничего невозможного».
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Основание Рима", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.