В первые века нашей эры правители Китая взяли курс
на максимальную изоляцию своего государства. В экономическом,
техническом и культурном развитии оно ушло далеко вперед от своих
ближайших соседей. Правда, на юго-западе находилась богатая, с давними
культурными традициями Индия. Но путь к ней преграждали гигантские
горные страны: Куньлунь, Тибет, Гималаи.
Из Индии в Китай, тем не менее, распространялось
идеологическое влияние — учение Будды. Правда, в Китае было немало своих
легендарным мудрецов, из них наиболее почитался Кун-цзы, или Конфуций
(VI—V веках до н.э.). Однако его учение было преимущественно
философским, проникнутым духом консерватизма, уважения к традициям
(самоусовершенствование личности предполагало в то же время полное
подчинение правителям). Он сформулировал основной принцип
нравственности: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Но при
этом образ Конфуция оставался слишком обыденным и привычным, чтобы
воздействовать не только на рассудок, но и на чувства людей. В этом
отношении более привлекательным выглядел буддизм, отрывающий человека от
мирской суеты, поднимающий к духовным высям и мистическим откровениям.
Сам жизненный путь Будды, утверждающий отказ от низменных материальных
утех и зовущий к постижению высших истин, приобщению к Мировому Духу,
служил яркой путеводной звездой для верующих.
Так или иначе, а в Китае появились приверженцы буддизма.
Один из них — буддийский монах Фа Сянь. Он пересек с запада на восток
северную часть полуострова Индостан и несколько лет прожил в стране,
которую называл «Центральным царством». Как он позже писал в своих
воспоминаниях, «здешние люди честны и благочестивы, они не имеют
чиновников, не знают законов, не признают смертной казни, не употребляют
в пищу никаких живых существ, и в их царстве нет ни скотобоен, ни
винных лавок».
Его книга о посещении буддийских стран («Фа го цзи») —
ценное свидетельство о культурной, главным образом, религиозной жизни
встреченных им народов и стран.
Несмотря на императорский указ, запрещающий путешествия в
другие страны, китайские паломники-буддисты все-таки продолжали свои
хождения в Индию. Хотя вовсе не исключено, что в некоторых случаях этим
людям поручались и государственные дела (сбор сведений, установление
торговых и дипломатических отношений). В этом отношении показателен
пример Сюань Цзана — буддийского монаха и великого путешественника. Он
вовсе не стремился скорее, кратчайшими путями достичь Индии. Напротив,
покинув Китай в 629 году, он прошел далеко на запад, преодолевая горные
хребты и пустыни, побывал в междуречье Сырдарьи и Амударьи, а затем
через Гиндукуш перешел в Северо-Западную Индию. Эту страну он исследовал
обстоятельно, обойдя по периметру почти весь полуостров Индостан. В
долине Ганга он два года изучал в монастырских библиотеках буддийские
тексты. Довелось ему побывать и в плену у пиратов, и при дворе царя
Харши, войско которого имело 20 тысяч слонов.
Сюань Цзан проводил географические наблюдения как
натуралист и кроме рукописей собирал коллекцию семян растений (при
переправе через Инд он потерял почти всю свою библиотеку и уникальную
коллекцию). Обратный путь на родину он проделал также по суше через
Центральную Азию. После 16 лет странствий он вернулся в Китай, если
верить преданию, на колеснице, запряженной 20 конями, привезя с собой
700 книг и много буддийских реликвий. Его с почестями принял император.
Трудно поверить, что в своем труднейшем, опасном и
длительном путешествии Сюань Цзан мог сохранить такой груз. Но то, что
он был встречен с почестями, косвенно свидетельствует о том, что он
успешно выполнил какое-то важное государственное поручение, а не только
совершил паломничество (тем более что в Китае государственной религией
оставалось конфуцианство).
О своих путешествиях Сюань Цзан составил «Записки о
странах Запада» (продиктовав их ученику). Они вовсе не ограничивались
религиозными темами. Французский географ XIX века Э. Реклю считал Сюань
Цзана «настоящим исследователем новых стран в современном значении этого
слова». В справедливости такого вывода убеждаешься, когда сравниваешь
вполне реалистичные сведения, приведенные Сюань Цзаном, с порой
фантастическими сообщениями Фа Сяня. Вот как последний описывает свое
пребывание в Стране львов (на Цейлоне):
«Как ни странно, но в царстве этом нет людей, его
населяют лишь драконы и демоны. Сюда съезжаются торговать купцы из
разных стран. Во время торга демоны лично присутствуют и раскладывают
свои прекрасные товары, прикрепляя к ним цены».
Можно предположить, что речь идет о том, что в те
времена жители Цейлона не торговались и даже могли не стоять возле своих
товаров. Монах просто-напросто дал волю своему воображению. Так же в
другом месте, рассказывая о переходе через пустыню, он отмечает: «В
пустыне той водится множество злых демонов».
Впрочем, надо и ему отдать должное. Несмотря на то что,
по его словам, он «проникся печалью, заметив пробелы в законе
буддийского учения, каким оно в ту пору было в Китае», Фа Сянь,
отправившись в Индию, добросовестно отмерял пройденное расстояние и
отмечал особенности пути. То ли он делал это в помощь последующим
паломникам, то ли — торговцам, а возможно, предоставлял сведения для
канцелярии императора.
В этом отношении миссия Сюань Цзана уже значительно
больше похожа на обстоятельную разведку обширных территорий далеко на
западе и юго-западе от Китая. Это путешествие убедительно показало, что
на западных границах Китая путь до плодородных долин Центральной Азии
преграждают пустыни и горные массивы, а культурный и торговый обмен с
Индией по суше сопряжен с еще более значительными трудностями.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "В поисках мудрости. Китайские паломники-буддисты в Индии", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.