Прокладывание дорог, по которым могли идти торговые
караваны из одной части материка в другую, в истории человечества играло
не менее важную роль, чем открытие новых земель. Ведь каждая такая
дорога была нитью, связывающей страны и народы, объединяющей их без
войн, завоеваний, гибели людей и разрушений.
Среди них одним из наиболее известных и важных был
Великий Шелковый путь, связавший Китай со Средней Азией и Европой.
Первооткрывателем его был китайский путешественник второго столетия до
новой эры Чжан Цянь.
Император У Ди (из династии Хань) в 138 году до н.э.
решил заключить союз против нападавших на Китай с севера
кочевников-гуннов с правителем юэчжей. Народ этот жил за Небесными
горами, и туда по перевалам Тянь-Шаня отправилось посольство — сто
человек во главе с опытным дипломатом Чжан Цянем. Уже на подходе к
горной системе посольство было атаковано гуннами и захвачено в плен.
Долгих десять лет провел в плену у гуннов Чжан Цянь, перекочевывая вслед
за ними как пленник с места на место, прежде чем ему удалось бежать.
Случай представился как раз тогда, когда гунны расположились со своими
кибитками в одной из долин огромной горной страны, встававшей впереди
белой стеной, закрывавшей полнеба.
С Чжан Цянем убежал гунн Ганьфу, сопровождавший его все
последующие десять лет скитаний по пустыням и горам. Казалось,
невозможно подняться на гребень этих гор, но стремление к свободе после
десяти лет неволи сделало беглецов сильными. И они поднялись на перевал,
карабкаясь по леднику, и оказались на высокогорной равнине, пройдя по
которой нашли спуск по ущелью, заросшему высокими стройными елями.
В просветах леса сверкнула широкая водная гладь. Большое
озеро лежало перед ними. В ярко-голубом его зеркале отражались
белоснежные громады гор, окружавшие его со всех сторон. Там, где горы
отступали от озера, на прибрежной равнине стояли кибитки кочевников. Это
были не гунны, а мирные скотоводы. Чжан Цянь в своем отчете назвал их
«усунями», отметив, что когда-то они подчинялись гуннам, но, собрав
многочисленное войско, смогли отстоять свою свободу. Это были рослые,
рыжебородые, голубоглазые люди, совсем не похожие на китайцев. И когда
китайцы впервые встретили русских, они отождествили их с усунями.
Озеро, вокруг которого кочевали усуни, называли Жехай,
то есть «незамерзающее теплое озеро». Гостеприимно отнеслись они к
беглецам и рассказали, что юэчжи переселились на юг, в цветущую долину
большой реки. Туда и отправился Чжан Цянь. Юэчжей он нашел, но их
правитель отказался от союза с китайским императором.
Прожив год у юэчжей и не добившись ничего, Чжан Цянь
отправился обратно. По пути он многое увидел впервые: реки, горные
хребты, озера — и упомянул об этом в описании путешествия, которое, с
его слов, составил древний китайский историк Сыма Цянь, автор
многотомных «Исторических записок» («Шицзи»).
Огромную территорию обошел Чжан Цянь и стал, по
существу, первооткрывателем всей Средней Азии, хотя за сто лет до него
по этим землям прошла армия Александра Македонского, открывшая их с
запада.
Но, двигаясь на север, Чжан Цянь снова попадает в
область неведомого. В 127 году до н.э. он пересек Алайскую долину и
увидел справа высокий горный хребет, стеной оградивший с севера Памир.
Он назвал эти горы Луковыми (Цинлинь), потому что их склоны покрывали
заросли дикого лука. Дальше путь Чжан Цяня пролег через пустыню
Такла-Макан к бессточному озеру Лобнор, которое назвал он Соляным,
потому что вода в этом озере была соленой. Озеро знаменито своим
непостоянством: оно постоянно изменяет свои контуры, то наполняется
водой, то превращается в болото.
Преодолев с невероятными трудностями пространство
пустыни, Чжан Цянь вторично оказался в плену у гуннов. Лишь через год
представился ему случай бежать, воспользовавшись междоусобицей в
племени. Теперь кроме охотника Ганьфу с ним бежит его жена, которой он
обзавелся в плену. Преследуемые гуннами, они вынуждены пробираться,
наиболее труднодоступными путями, обходя обжитые места. Жена погибла, и
он вернулся только с преданным ему Ганьфу.
Главное, Чжан Цянь составил отчет о своем «путешествии,
длиной в 25 тысяч ли». Он сохранился только в кратком изложении Сыма
Цяня. Больше 14 тысяч километров прошел Чжан Цянь по Центральной Азии.
От него люди узнали о неведомых прежде горах, реках, озерах… Хотя он и
не дошел до Аральского и Каспийского морей, но написал и о них, собрав
сведения у знающих людей.
Географические знания, полученные Чжан Цянем, помогли
китайскому войску разгромить в 120 году до н.э. (в результате нескольких
походов, которых участвовал и Чжан Цянь) гуннов, оттеснить их от границ
Китая и значительно расширить империю за счет западных земель.
Император У Ди завоевал страну усуней, которая стала западным форпостом
Поднебесной. Уже по очищенной от гуннов территории Чжан Цянь второй раз
во главе войска перевалил Небесные горы и вышел к озеру Жехай, за
которым потом закрепилось тюркскоязычное название «Иссык-Куль» (смысл
его тот же — «Теплое» или даже «горячее озеро»). Чжан Цянь не сообщил о
нем никаких других сведений, не нанес его на карту, так же как открытую
им горную страну Тянь-Шань. Все это сделано было почти через две тысячи
лет.
По следам Чжан Цяня проложена была одна из важнейших
торговых дорог в истории человечества — Великий Шелковый путь. Шелк из
Китая стал поступать в Римскую империю за столетие до Рождества Христова
при сохранении тайны его происхождения. Обратно шли товары европейские.
Этот товарообмен, сыгравший огромную роль в сближении Востока и Запада,
Европы и Азии, просуществовал около ста лет. Потом он был заброшен и
возрожден в результате завоевательных походов Чингисхана, а вернее
сказать, после путешествия по этому пути другого китайца — Чан Чуня в
1221—1223 годах. По мнению немецкого историка Ричарда Хенинга, оно было
первым исследовательским путешествием в Центральной Азии.
Философ Чан Чунь, имя которого переводится как «Вечная
весна», был настоятелем даосского монастыря. Когда властитель мира
Чингисхан призвал его к себе, чтобы узнать от мудреца тайну вечной
жизни, ему было уже 72 года. Последователь Лао-цзы отправился в путь,
ведь основное понятие исповедовавшейся им религии «дао» и означает путь,
дорогу.
Чан Чунь отправляется верхом на лошади через Пекин в
Монголию, на берега Херулена, откуда начал Чингисхан свои завоевания и
где он приказал снарядить отряд для охраны путника. А в это время сам
грозный властелин был далеко на юге — штурмовал Самарканд, чтобы сделать
его столицей империи. Туда и направился Чан Чунь. Его ученик Ли Чжичан
подробно записывал все события трехлетнего путешествия, все встреченные
географические объекты. В 1228 году его труд был опубликован и через 638
лет появился на русском языке. Книгу о путешествии Чан Чуня перевел и
издал в 1866 году 30 лет проживший в Китае как глава русской
православной миссии архимандрит Палладий (в миру Петр Кафаров). Больше
12 тысяч километров проехал Чан Чунь, и через 15 месяцев в Самарканде
его с необычайным гостеприимством встретил Чингисхан. «Ты прошел десять
тысяч ли, чтобы навестить меня. Для меня это большая честь», — сказал он
ему. Но на вопрос о том, какое лекарство привез мудрец, тот ответил
уклончиво: «У меня есть „дао" к поддержанию жизни, но нет лекарства для
вечной жизни». Чингисхан был вполне удовлетворен беседами с Чан Чунем,
но не смог уговорить его остаться. В феврале 1224 года Чан Чунь вернулся
в Пекин, где ему разрешено было поселиться в императорском дворце. Еще в
дороге его догнало письмо покровителя: «Весной расстался со мной, а
теперь лето, и тяжело путешествовать в палящий зной. Довольно ли было
тебе в пути еды и питья, не мало ли? Власти хорошо ли принимали тебя?..
Вполне ли ты сам здоров? Я здесь постоянно думаю о тебе, божественном и
бессмертном. Я не забыл тебя, не забывай и ты меня». Чан Чунь умер всего
на шесть дней раньше Чингисхана.
Путешествие Чан Чуня по завоеванным Чингисханом землям
способствовало возрождению торговой дороги, связавшей Восток и Запад —
Великого Шелкового пути.
Миновала тысяча лет и еще триста лет. И вот «дорога
десяти тысяч троп» ожила. По ней снова пошли караваны: из города Сиани
на реке Вейхэ Ляньчжоу на Хуанхэ, потом в Ганьчжоу, от которого перед
пустыней Такла-Макан путь раздваивается — одна ветвь его обходит пустыню
с севере другая — с юга. Они соединяются в Кашгаре, а затем снова
расходятся, уже в зависимости от конечной цели торгового каравана. Если
идти через Ош и Андижан, попадаешь в Ферганскую долину, из которой
нетрудно добраться до Персии, Малой Азии, Европы. От Кашгара на юг,
через Памир прямая дорога ведет в Сринагар и Индию.
Великий Шелковый путь — одно из величайших открытий. Как
и многие другие, оно было сделано дважды, с интервалом более чем
тысячелетие.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Великий шелковый путь. Через Тянь-Шань — в Европу", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.