Когда солнце завершает свой дневной путь и зависает над Аравийским
морем, перед тем как погрузиться в морскую пучину, на Малабарском холме
Бомбея всегда шумно и многолюдно. Стоит только подойти к краю холма, и
центральная часть города предстанет как на ладони.
От Чоупатти (нечто
вроде приморского парка и пляжа одновременно) до самой южной
оконечности Бомбея тянется «королевское ожерелье» — городская набережная
Нетаджи-Субхаз-роуд. Если перевести взгляд чуть левее, можно увидеть
район киностудий «индийского Голливуда», а еще ) дальше к югу —
очертания портовых кранов.
Бомбей — один из крупнейших портов в Азии, но у города много и других
титулов. Его называют «второй столицей Индии» и «городом миллионеров»;
некоторые считают, что «Бомбей — это не Индия», другие, наоборот, что
это «Индия в миниатюре». Так какой же Бомбей на самом деле?
Индийские города, своеобразные и многоликие, в целом мало похожи на
города Запада. Здесь царит совсем другая жизнь, почти уличная — с
открытыми, будто вывалившимися наружу рядами лавочек, с арбами,
тележками и коровами, спокойно бредущими между велосипедами и
автомобилями. Пожалуй, лишь Бомбей по своему внешнему облику сходен с
европейскими городами, особенно в своей центральной части.
В коренных индийских кварталах Бомбея, населенных простым людом,
возвышаются дома в несколько этажей (иногда до 7). И какие это дома!
Тут зодчие творили, не озираясь на Запад, а сохраняя верность вкусам и
формам Востока. В Индии с давних пор большие сооружения строили из
камня, индийские архитектурные мотивы сплетались с арабскими, и зодчие
Бомбея черпали свое вдохновение из обоих источников. Поэтому в Бомбее
много жилых домов удивительной красоты, словно целиком завернутых в
кружева. Балконы и веранды в таких домах закрыты жалюзи, резными
ставнями, циновками, ведь здесь берегут не тепло, а прохладу. Если и
искать шедевры индийской резьбы по дереву, так именно здесь: стоишь
перед фасадом такого дома, стоишь долго — и находишь все новые чудеса в
резном кружеве, все новые ухищрения мастеров-умельцев.
Есть в городе сооружения и более скромные по размерам, но без них
Бомбей не был бы Бомбеем. Это фонтаны, которых в городе великое
множество, но нет среди них двух одинаковых. Вода бьет из пасти льва
или тигра, из кувшина в девичьей руке или утеса; ее охраняют крылатые
боги Ассирии и боги Египта, сказочные принцы, воины, нимфы… Не только
восточное уважение к воде, дарующей жизнь, вложено в эти фонтаны. Здесь
присутствует и уважение к бедняку, который пьет из фонтана или полощет в
нем свою залатанную рубаху, а потом уснет тут же рядом под шепот его
струй.
По вечерам бомбейцы гуляют в «висячих садах» на Малабарском холме,
среди цветников и искусно подрезанных кустарников. Садовники-скульпторы
придают им форму причудливых ваз с букетами, слонов, колесниц… В
«висячих садах» разместилось и удивительное сооружение «Башмачок»,
любимый всей бомбейской детворой. Этот «Башмачок» точь-в-точь как тот, в
котором жила матушка Хэббард из английской сказки, — с крышей и
балконом, на который ведет внутренняя лестница. А в каблуке «Башмачка»
прорублена дверь.
Бомбей действительно более космополитичен, чем любой другой город
Индии, влияние западной цивилизации здесь чувствуется сильнее, чем где
бы то ни было в стране — и во внешнем облике города, и в его стиле, и в
резкости социальных контрастов. Бомбей трудно назвать «Индией в
миниатюре», а между тем население города представлено практически всеми
народностями: маратхами и гуджаратцами, кашмирцами и тамилами,
пенджабцами и т.д., а также представителями всех основных каст страны —
от высокородных брахманов до бывших неприкасаемых.
Не нарушают европеизированного облика Бомбея и культовые здания —
индуистские, джайнистские, сикхские и мусульманские храмы, алтари,
минареты, мавзолеи и гробницы. Среди них выделяются своеобразные
сооружения, явно скопированные с древнеперсидских образцов, созданных
более 2500 лет назад. Это храмы парсов — последователей зороастризма,
которых сейчас чаще всего называют огнепоклонниками.
Парсы пришли в Индию из порабощенного Ирана, где не хотели оставаться в
захваченной арабами стране. Они принесли с собой много новых для Индии
знаний, в частности, в ремеслах, садоводстве, огородничестве и
способствовали процветанию Гуджарата — области, где они первоначально
расселились. Постепенно парсы перешли с персидского языка на местный, а
древнеперсидский язык, на котором записана священная книга
зороастрийцев «Авеста», сейчас знают только священники, которые
совершают богослужения.
Зороастрийцы почитают четыре священных элемента Вселенной — воду,
огонь, землю и воздух, поэтому погребальный обряд у парсов очень
своеобразен. Поскольку тело умершего считается нечистым, его нельзя
предать огню, воде и земле. Парсы хоронят своих покойников в «дагма» —
особых сооружениях, которые в европейской литературе обычно называются
«башнями молчания».
Дагма — это действительно невысокая башня с наружной лестницей, которая
ведет на верхнюю площадку. Здесь вокруг глубокого центрального колодца
тремя концентрическими рядами расположены неглубокие ниши. Умерших
кладут в эти ниши и оставляют на съедение грифам. Во множестве
слетаются птицы к трупу, от которого вскоре остаются только кости,
которые по специально сделанным канавкам скатываются в колодец. Обильные
дожди постепенно растворяют их, и все бесследно исчезает.
В алтаре парсских храмов постоянно горит огонь, который поддерживается
щепочками сандалового дерева. Эти щепочки, как свечи в христианских
церквах, каждый может купить здесь же и бросить в огонь. По численности
парсов в Бомбее не очень много, однако их роль в политической и
культурной жизни очень значительна. Из их среды вышли многие выдающиеся
люди — видный физик Хоми Джехангир Бхабха, известный драматург и
режиссер Ади Морбзан и другие.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Бомбей - ворота Индии", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.