Женева расположилась на берегу Женевского озера, которое сами швейцарцы
называют Леманом. Женевское озеро — самое большое и самое красивое из
всех швейцарских озер: оно имеет форму месяца, рога которого направлены
к югу. Вода Лемана пленяет взор своим нежно-голубом цветом, она
настолько чиста и прозрачна, что на небольшой глубине можно отчетливо
различить предметы, лежащие на его дне.
Близость к югу и зеленые холмы и
горы, за которыми возвышаются снежные вершины, наделили Женеву мягким
климатом. Поэтому даже летом, когда жарко печет солнце, в городе бывает
прохладно от свежего ветра, дующего с гор. Красота Женевского озера и
его берегов воспеты многими известными поэтами и писателями — Д.
Байроном, Вольтером, И.В. Гете; А. Дюма сравнивал Леман с
Неаполитанским заливом, Ж.Ж. Руссо сделал озеро главным местом действия
некоторых сцен романа «Новая Элоиза».
Вначале Женева представляла собой крепость, которая находилась в
зависимости у галльских племен. Примерно в 120 году до нашей эры эти
племена подчинились римлянам, а потом в районе современной Женевы
появились вышедшие в отставку римские легионеры, которые получили здесь
земли. Они построили ряд новых крепостей и укрепили Женеву, защищавшую
мост через Рону, который вел в страны, где жили еще не покоренные
Римом племена. От этих времен сохранилось название одного из районов
Женевы — Колоньи, происшедшее от латинского «колонь» — мост.
Первое упоминание о Женеве содержится в «Записках о Галльской войне»
Юлия Цезаря, где говорится об этом мосте, разрушенном им в 58 году до
нашей эры в сражении с гельветами: римский полководец воспротивился
массовому переселению гельветов, перебиравшихся через Рону в районе
Женевы. Шесть строчек из «Записок о Галльской войне» высечены на камне,
вделанном в стену башни, расположенной на острове в центре Женевы. А на
стене Старого города выложена мозаика, изображающая вступление войск
Юлия Цезаря в Женеву.
Во времена римского владычества Женева процветала: здесь сходились
дороги на Лион, в долину Роны, на Базель и далее — в Южную Германию и
Фландрию. Римляне построили дороги и акведуки, постепенно вокруг
крепости стали появляться поселения, и маленький поселок со временем
превратился в город. Вторгшиеся в III веке на территорию Швейцарии
германские племена, а в следующем веке — бургунды полностью стерли следы
римского пребывания. Около 400 года в Женеву проникает христианство, в
городе возникла первая христианская община и приступил к исполнению
обязанностей первый из известных науке епископов.
Женева всегда занимала довольно небольшую площадь, и город, стиснутый
кольцом крепостных стен, страдал от нехватки земли. Однако какой бы
небольшой ни была занимаемая Женевой территория, нехватка земли с
лихвой окупалась выгодным местоположением города, которое в средние века
давало ему большие преимущества. Поэтому в Женеве еще издавна стали
устраивать ярмарки, которые обычно приурочивались к большим религиозным
праздникам. В XI веке здесь шла бойкая торговля пшеницей, которую
везли из Ломбардии, французскими и фламандскими тканями, английским
сукном; на женевских ярмарках продавали холодное и огнестрельное
оружие, ювелирные изделия и драгоценные камни; из Испании и Лангедока
привозили лен, из России — меха и мед, из немецких городов —
металлическую посуду и оружие.
Ярмарки вызвали бурное развитие ремесел и в самой Женеве: в городе
появились мелкие мастерские сапожников, портных, оружейников,
перчаточников, художников, которые занимались росписью по дереву и
тканям. Женева с этого времени и сама стала вывозить свои товары в
Италию, Испанию, Францию и Фландрию. Доставка товаров в средние века
была делом сложным и хлопотным: тюки с грузом везли через горы на
лошадях, поэтому в одиночку купцы не ездили, а составляли большие
караваны. Женевские власти организовали почтовые станции, на которых
меняли и кормили лошадей, а также охрану таких караванов. Появились
своего рода транспортные компании — предприниматели, бравшиеся
доставлять товар, и первые страховые компании. А в XIV—XV веках
возникли банки, например, в Женеве имел свой филиал знаменитый
итальянский банк Медичи.
Став центром международных ярмарок, Женева начала быстро богатеть, но
с началом эпохи Великих географических открытий женевские ярмарки
стали приходить в упадок. Старые торговые пути сместились, возникли
новые; кроме того, короли католических стран прервали связи с Женевой,
которая к XVI веку утвердилась как один из крупнейших религиозных и
политических центров, став «протестантским Римом». В это время многие
европейские страны были охвачены широким социально-политическим
движением, которое было названо Реформацией.
Крупнейшим феодальным собственником являлась католическая церковь, а
между тем зарождались уже новые, капиталистические, отношения; поэтому
борьба между феодалами и крепнувшей буржуазией обострялась. Однако
сокрушение феодализма было невозможно без сокрушения католической
церкви, именно против нее и была направлена борьба буржуазии, зачастую
принимавшая форму различных учений.
Реформаторское учение еще с XIV века начали распространять в Женеве
некоторые из немецких купцов. Потом пришли проповедники из Франции, и
первым деятелем Реформации в Женеве был француз Г. Фарель, который
организовал в городе первую публичную проповедь. В мае 1636 года народ
Женевы заявил о своей готовности жить «в соответствии со святым
евангельским законом и словом Божиим, в союзе и преклонении перед
правосудием отказаться от месс, идолов и всяких других папских
крайностей».
Через два месяца в Женеве появился молодой пикардиец Жан Кальвин,
который, не занимая никакого государственного поста, преобразовал
государство на теократической основе. Автор «Христианского закона» с
этого времени и до самой своей смерти в 1554 году стал фактически
духовным и светским правителем Женевы. В 1541 году Генеральный совет
Женевы утвердил составленные под его руководством «Церковные
установления», ставшие основой деятельности кальвинистской церкви. Ж.
Кальвин сделал церковь дешевой и скромной, отменив католическую
пышность обрядов, а заодно и некоторые католические праздники, чем
увеличил число рабочих дней.
Ж. Кальвин и его ближайшие сподвижники — Г. Фарель и Без —
потребовали, чтобы женевцы соблюдали строгие правила поведения:
театральные представления и другие общественные развлечения были
запрещены, искусство признано фривольным, и его почти на два столетия
изгнали из Женевы. Законодательные акты запрещали женевцам излишества в
одежде, прическах, украшениях; запрещалось носить дорогие пряжки на
поясах, золотые пуговицы, бархатную обувь и шелковые чулки.
Ограничивалось даже число блюд на званых обедах, поэтому Вольтер
позднее сказал о Женеве как «о городе, в котором никогда не смеются».
Через печатное слово Ж. Кальвин и его сподвижники стремились
распространить свое учение по всему миру. Кальвинизм шагнул далеко за
пределы маленькой Женевы, которая до XX века была центром
протестантизма в Европе. В дальнейшем ему уже не удалось сохранить в
Женеве своих позиций: даже от знаменитой Духовной академии Ж. Кальвина в
Женевском университете сохранился лишь небольшой факультет теологии.
Однако Реформация сделала большое дело, утвердив за Женевой репутацию
города международного значения, чему способствовал целый ряд
обстоятельств.
В 1815 году Венский конгресс европейских держав объявил Швейцарию
«вечно нейтральной страной». А на нейтральной территории удобнее
собираться представителям разных стран и обсуждать спорные вопросы.
Рассказывают, что во время работы Венского конгресса один из дипломатов
в раздражении, что неприметной Женеве отведено столько места в
переговорах о судьбах мира после разгрома Наполеона, заметил: «Но ведь
ваша Женева — это не более чем песчинка». На что граф Каподистирия
ответил. «Вы ошибаетесь: Женева — не песчинка. Это зернышко мускуса,
которое наполняет своим ароматом всю Европу». А Ш.М. Талейран, один из
самых искусных французских дипломатов, сказал: «Есть пять континентов:
Европа, Азия, Америка, Африка и Женева».
С этого времени Женева становится местом проведения международных
встреч. В 1830 году в городе было создано Общество мира, проводившее
международные конкурсы сочинений на темы, как установить среди всех
стран всеобщий и длительный мир. Общество стремилось организовать еще
арбитражный суд и наделить его более обширными, чем у правительств,
полномочиями, чтобы он мог регулировать все международные конфликты.
Это сбылось только через 90 лет, когда была создана Лига наций. Но с
началом Второй мировой войны Лига наций как-то незаметно прекратила свое
существование, и в международной Женеве стало необыкновенно тихо. Из
всех международных организаций в годы войны действовало только общество
Красного Креста, созданное еще в 1864 году.
Но вот закончилась Вторая мировая война, и международный дух Женевы
возродился к жизни, когда в городе обосновались новые международные
организации. В июне 1946 года в Сан-Франциско была подписана хартия
новой международной Организации Объединенных Наций. Работа первой
ассамблеи ООН проходила в Лондоне, верховные органы этой организации
разместились в Нью-Йорке, а в Женеве находится европейская
штаб-квартира ООН, откуда осуществляется большая часть ежедневной
оперативной работы этой организации.
С Женевой связано столько международных событий, что в воображении
невольно возникает огромный город с многомиллионным населением,
дворцами и небоскребами. На самом деле даже сегодняшняя международная
Женева — не очень большой город: пешком его можно обойти за 2—3 часа.
Дворец здесь только один — Дворец наций, в котором разместилась
европейская резиденция ООН. Он расположен в парке «Ариана», который Г.
Ревийо в 1890 году завещал Женеве. Здание Дворца наций очень
внушительное: в нем разместилось 820 рабочих комнат, 20 залов для
заседаний, зал Совета и Большой зал Ассамблеи на 2000 мест. Наискосок
от Дворца наций высится старомодное здание общества Красного Креста, за
густой зеленью парка «Мон репо» укрылась резиденция Международной
организации труда.
Небоскреб в Женеве тоже один — «Отель дю Рон», в котором размещается
генеральное консульство США: причем здание это выделяется не столько
своей высотой, сколько точным копированием американских небоскребов.
В старой Женеве Большая улица была одной из главных, а сейчас
кажется, что название ей дано по ошибке — она короткая и узкая, причем
зажата между высокими темными домами. В доме № 40 на Большой улице
родился великий французский философ Ж.Ж. Руссо, а в доме № 11, где
размещалось Общество любителей чтения, часто бывал В.И. Ленин. Впервые в
Женеву В.И. Ленин приехал в 1895 году, чтобы установить связь с
плехановской группой «Освобождение труда», а в 1900 году приезжал
договариваться с этой же группой о совместном издании газеты «Искра».
На барельефе старой башни Молар, которая стоит почти в самом центре
Женевы, заботливо склонилась над изгнанником женщина. Над барельефом
высечены слова: «Женева — город изгнанников». В суровые времена XIX и
начала XX веков город давал приют всем гонимым на родине борцам против
тирании и религиозного гнета. Здесь находили убежище французские
гугеноты, гарибальдийцы, участники польского восстания 1863 года,
немецкие революционеры из бисмарковской Германии и многие другие
зарубежные деятели, отстаивавшие свои свободолюбивые идеи.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Женева старая и международная", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.