Николай Рыбников родился 13 декабря 1930 года в
городе Борисоглебске Воронежской области в семье актера. Его отец,
Николай Рыбников, играл в Малом театре и снимался в кино.
Детство Рыбникова-младшего прошло в Волгограде. Там он
окончил Волгоградскую железнодорожную школу, где довольно успешно
выступал в художественной самодеятельности. Рыбников поступил в
медицинский институт, но, проучившись там год, отправился в Москву.
В 1948 году он блестяще прошел конкурс во ВГИК в
мастерскую С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой. В памяти Тамары Федоровны
Рыбников остался человеком огромного темперамента, которому по плечу
были и Шекспир, и Шиллер, а ему все предлагали играть, как с горечью
говорил в конце жизни сам актер, бригадиров. Творческий диапазон его был
необъятен. Как вспоминают сокурсники, ему удавались Жюльен Сорель и
Хлестаков, Макар Нагульнов и пушкинский Дон Гуан, Бенкендорф,
изъясняющийся только по-французски.
Рыбников умел мастерски имитировать чужие голоса и
вместе с друзьями часто устраивал розыгрыши. В апреле 1951 года Николай,
прячась в шкафу, зачитал голосом Юрия Левитана правительственное
постановление о снижении розничных цен. Согласно этому постановлению, с 1
апреля цены на продовольствие снижались в 5 раз, на винно-водочные
изделия в 7 раз, а соль и спички должны были отпускать бесплатно.
Сообщение студенты встретили громом аплодисментов и криками: «Да
здравствует товарищ Сталин!» и «Слава советскому правительству!»
Естественно, обман вскоре раскрылся. За эту проделку Рыбникова решили
отчислить из ВГИКа. Но руководство курса взяло его на поруки…
И вот – учеба во ВГИКе завершена дипломным спектаклем о
юном Петре. По выражению Т.Ф. Макаровой, это было высшее достижение
актера. Вся театральная и кинематографическая Москва была на спектакле.
Николай абсолютно не похож на Петра I. Даже своим ростом (176 см) он
много «не дорос» до царя, не говоря уж о совсем не богатырском сложении
актера. Есть немало свидетельств тому, как играл Рыбников эту роль. Его
учитель, С.А. Герасимов, делился своими впечатлениями: «Прекрасно играл –
вдруг становился длинным, будто вырастал, и какой-то бас у него
образовывался, ломкий бас, срывающийся, – эту роль помнят все, кто видел
эту работу. И это была в значительной степени саморежиссура,
необходимая и возможная даже на студенческой скамье, в ученические
годы».
В 1954 году Рыбников дебютировал в кино – в фильме «Команда с нашей улицы». Но картина прошла незамеченной.
В следующем году он снялся в роли Котьки Григоренко у А.
Алова и В. Наумова в «Тревожной молодости». Рыбников в этой роли был
удивительно сдержан, немногословен, скуп на эмоции. Его работу отметили
критики.
В картине М. Швейцера «Чужая родня» он сумел создать
абсолютно противоположный образ. Его утверждение на эту роль было
трудным. В длинном списке кандидатов на роль сельского механизатора
Федора фамилия актера Рыбникова была самой последней.
А далее – феерический успех фильма «Весна на Заречной
улице» (1956). Герой Рыбникова – Саша Савченко, обыкновенный парень. По
профессии он – сталевар, по должности – бригадир, по социальной прописке
– исконный житель рабочих окраин. Режиссер картины М. Хуциев
вспоминает, что на главную роль они искали совсем другого исполнителя. И
все же Рыбников получил эту роль, достойную его дарования. Но как
доставалась Рыбникову каждая сцена! М. Хуциев писал: «Он способен думать
о роли все время и каждый день приносить новые решения. Он все время
носит в себе образ, над которым трудится. Он не стесняется трудиться».
Наверное, если не все, то очень многое определяет здесь
талант, отмеренный человеку природой. О нем-то и говорил М. Хуциев много
лет спустя на одном из вечеров памяти Рыбникова: «Вот я сейчас смотрю, и
у меня подкатывается ком к горлу. Потому что он ничего еще не сказал,
но как он смотрит на нее! Как он играл любовь! Это ведь невероятно
сложно сыграть. Это могут только огромные артисты. Будь другой актер – и
сцены бы не было. Уверяю вас».
Сложность сцены, в которой Савченко признается в любви
учительнице Татьяне Сергеевне, состояла еще и в том, что Рыбников должен
был играть влюбленного, пришедшего к ней навеселе! Ситуация явно
комическая, явно невыгодная для героя. А сцена потрясает. «Происходит
это, на мой взгляд, потому, – пишет биограф Ю. Дьяконов, – что актер в
течение нескольких минут сумел убедить нас в своей предельной
открытости, в этом одном из главных свойств русского характера, в его
гордом простодушии и бесхитростности: „…Вы же видите, я для вас что
хотите сделаю. Мертвый – приду, если надо. Только вот я какой. Рабочий.
Работяга. Ну такой я есть, таким и буду. Хотите за такого пойти?"
Рыбникову не нужен повод или случай, чтобы показать потаенную или явную
эмоциональность переходов его героя из одного состояния в другое, потому
что в самом его русском характере заложена бескрайность чувств». В этой
картине зрителям довелось узнать и замечательный, проникновенный талант
Рыбникова-певца.
Фильм имел огромный успех у публики. А буквально через
несколько месяцев после этого на широкий экран вышел еще один шедевр с
участием актера – фильм А. Зархи «Высота». Характер героя фильма –
рискового парня, монтажника Николая Пасечника – показан Рыбниковым в
динамике. От неудовлетворенности бездумными вечеринками, которые,
впрочем, еще вчера казались необходимыми, герой переходит к раздумьям о
смысле жизни вообще и о своей собственной.
В «Высоте» счастье Николая – в сооружении им огромной
домны. Он – хозяин жизни. Таким и видит его задиристая, колючая Катя
(одна из лучших ролей Инны Макаровой) и влюбляется в него безоглядно.
Актриса с волнением вспоминала один из эпизодов фильма, когда Рыбников,
как и положено по роли, лихо спускается на руках по железному тросу. В
этот момент актриса слышит: «Второй дубль!» – и видит окровавленные
ладони Рыбникова, который не успел на первой съемке надеть рукавицы.
Макарова в ужасе. А Коля с улыбкой и со свистом вновь проносится мимо
нее, обжигая влюбленно-победоносным взглядом. И иным он быть не мог. Ни в
жизни, ни на экране.
Героям Рыбникова верили, на них хотели походить. И
многие мальчишки середины пятидесятых годов писали письма сталевару Саше
Савченко и монтажнику-высотнику Николаю Пасечнику с просьбой
рассказать, как и где они обучились своей профессии…
Во время съемок фильма «Высота» произошли перемены в
личной жизни актера – 2 января 1957 года он женился на актрисе Алле
Ларионовой. «На премьере „Высоты" в Доме кино мы уже сидели рядом, –
вспоминала Ларионова. – И когда герой фильма, которого тоже звали
Николаем, произнес с экрана: „Эх, прощай, Коля, твоя холостая жизнь!" –
зал взорвался аплодисментами». В 1961 году в семье родилась дочь,
которую назвали Арина.
В 1957 году Рыбников впервые попробовал себя в комедии,
снявшись в фильме Э. Рязанова «Девушка без адреса». Фильм имел огромный
успех у публики. Такого успеха больше не знал ни один фильм с участием
Рыбникова. Однако критика, да и сам режиссер Э. Рязанов посчитали эту
картину малоудачной.
Рыбников не был бы Рыбниковым, если б не сумел раскрыть
всей многогранности характеров своих персонажей, их человеческую
слабость и силу, то есть то, что и составляет народный характер. В
большей степени это проявилось, пожалуй, в киноленте Ю. Чулюкина
«Девчата» (1962). Фильм по режиссуре менее тонок, нежели ленты М.
Хуциева, и все в нем решил великолепный дуэт Николая Рыбникова и Надежды
Румянцевой. В этой ленте актер играл бригадира лесорубов Илью
Ковригина.
«Профессионалом он был потрясающим, – отмечала
Румянцева. – Фильм снимали на Северном Урале. Мороз – за 45 градусов.
Просыпаешься ночью – все в инее. Потом по этому морозу долго едем в
розвальнях на делянку, где снимали многие фрагменты фильма. Операторы
держат камеры под полушубками, иначе моторы отказывают. Ждем, когда в
термосах привезут обед. Разливаю его в миски, а он тут же превращается в
лед. И вот предлагаю испробовать этот „суп" Илье (Николаю). Он кладет
ложку в рот… а вынуть не может. Отогрел, вытащил ее с куском кожи.
Потекла кровь. „Ну, – говорим, – все". Видим же – распухает щека. А
Коля: „Нет. Будем снимать". И опять сует ложку в свой больной рот.
Сняли! А он потом так тихонечко в сторону отворачивается и… лужица
крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал…» И Надежда Румянцева
добавила: «У него был узкий круг знакомых. Он не очень подпускал к
себе, не любил, когда, знаете: „О, Рыбников! Коля!" Нет. Он был очень
сдержан».
В последующие девять лет он снялся в десяти картинах «Им
покоряется небо» (1963), «Хоккеисты» (1964), «Война и мир» (1965—1967),
«Дядюшкин сон» (1967), «Разбудите Мухина», т/ф «Длинный день Кольки
Павлюкова» (оба – 1968), т/ф «Люди, как реки» (1969), «Старый знакомый»,
«Плечом к плечу», «Освобождение» (все – 1970).
В фильме режиссера Рафаила Гольдина «Хоккеисты» Рыбников
исполнил роль тренера Дашкова. Стоит отметить, что актер очень любил
хоккей и частенько в свободное время вставал на коньки и брал в руки
клюшку. Болел Рыбников за ЦСКА, где у него было много друзей, но самым
близким был прославленный форвард Всеволод Бобров.
В эпопее С. Бондарчука «Война и мир» актер сыграл гусара и поэта Дениса Давыдова.
Следующее десятилетие началось для Рыбникова и
Ларионовой весьма многообещающе – режиссер Эдуард Бочаров пригласил их
на главные роли в свой фильм «Седьмое небо». До этого звездная пара
снялась вместе лишь в одном фильме – «Две жизни», и было это ровно
десять лет назад. Картина «Седьмое небо» имела огромный успех. В 1974
году семейный дуэт появился в фильме «Семья Ивановых».
Потом Рыбников снимается в фильмах: «Круг», «Мраморный
дом» (оба – 1973), «Потому что люблю» (1975), «Развлечение для
старичков» (1977), «Есть идея», «Вторая попытка Виктора Крохина» (оба –
1978), «Уходя – уходи» (1979), «Вторая весна», «Последняя охота», т/ф
«Бабушки надвое сказали» (все – 1980).
В фильме о послевоенном десятилетии «Вторая попытка
Виктора Крохина» герой Рыбникова – «простой рабочий человек» В этой роли
актер сломал многие устоявшиеся стереотипы. И его работа, лишенная
прежней наступательности, была более вкрадчивая, мягкая, но, как всегда,
очень убедительная. «Вторая попытка Виктора Крохина» в течение десяти
лет не выпускалась на широкий экран по цензурным соображениям.
В 1980-е годы Рыбников в кино снимался редко – за все
десятилетие он сыграл всего лишь девять ролей, большая часть из которых
были эпизодическими.
Но даже эпизодическую роль актер мог превратить в шедевр
Как это, например, произошло в фильме «Выйти замуж за капитана», в
котором Рыбников сыграл пенсионера Кондратия Петровича, вредного соседа
главной героини. За эту роль он был назван «лучшим актером эпизода» по
читательскому опросу журнала «Советский экран 86». В этом же году «Весна
на Заречной улице» и «Высота» оказались в списке тех фильмов прошлых
лет, которые снова хотят увидеть зрители…
Рыбников был жизнелюбом не только на экране. Отдавал
себя любимой Алле, дочерям Алене и Арине, он дружил с семьей режиссера
Сергея Бондарчука, с писателями Виталием Закруткиным и Владимиром
Солоухиным. Как вспоминает Алла Дмитриевна: «Он был одержим во всем.
Если шахматы, то хоть сутками. Кинолюбительство. А его пельмени,
запеченное мясо, прекрасные борщи, засоленные им помидоры, арбузы,
приготовленное им варенье… А в дни революции на Кубе собрался туда
добровольцем Да, да. Весьма решительно. А его рассказы о собственной
жизни с комедийным всегда уклоном…»
Николай Николаевич Рыбников умер 22 октября 1990 года, не дожив до своего 60-летия полутора месяцев.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Николай Рыбников", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.