Легенда о докторе Фаусте, ученом-чернокнижнике, продавшем душу дьяволу, возникла в Германии в XVI веке. Иоганн Фауст — личность историческая.
С1507 по 1540 год его имя неоднократно встречается в различных
документах. В1909 году Фауст упоминается в числе студентов философского
факультета Гейдельбергского университета.
12 февраля 1520 года в
приходно-расходной книге епископа Бамбергского отмечается: «Назначено и
пожаловано философу доктору Фаусту 10 гульденов за составление
гороскопа». В1540 году участник неудачной экспедиции в Венесуэлу Филипп
фон Гуттен пишет своему брату: «Приходится мне признать, что
предсказания философа Фауста сбылись почти полностью, ибо немало мы
натерпелись здесь за это время».
Тем на менее конкретных биографических
данных о Фаусте очень мало. Существует предположение, что он был так
называемым «бродячим школяром», то есть одним из представителей
средневековой интеллигенции, получивших университетское образование, но
не имевших постоянной службы и переезжавших из города в город в поисках
временного заработка.
Фауст прославился как знаток
оккультных наук, предсказатель и составитель гороскопов. Но в высших
ученых кругах о нем отзывались скептически, называя хвастуном и
невеждой.
Легенда о том, что Фауст продал душу
дьяволу, возникла еще при его жизни. Сам Фауст не опровергал этих
слухов, а, напротив, поддерживал. Один из современников Фауста, знавший
его лично врач Иоганн Вир, пишет: «Есть у меня один знакомый, борода у
него черная, лицо темноватое, свидетельствующее о меланхолической
конструкции (вследствие болезни селезенки). Когда он как-то повстречался
с Фаустом, тот сразу же сказал: «До того ты похож на моего куманька,
что я даже посмотрел тебе на ноги, не увижу ли длинных когтей». Это он
принял его за дьявола, которого поджидал к себе и обычно называл
куманьком.
Реальность сделки с дьяволом в то
время ни у кого не вызывала сомнений. Другой знакомый Фауста,
ученый-богослов Иоганн Гаст, писал: «Были у него собака и конь, которые,
полагаю, были бесами, ибо могли выполнять все, что угодно. Слыхал я от
людей, что собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину
еду».
Фауст скончался в 1540 году. В одной
из исторических хроник, написанных спустя двадцать семь лет после его
смерти, говорится: «Этот Фауст за свою жизнь совершил так много чудесных
дел, что их хватило бы на сочинения целого трактата, но в конце концов
нечистый все же удушил его».
И при жизни Фауста, и после его смерти
в народе ходило множестве рассказов о нем. Они бытовали как в устной,
так и в письменной форме, причем эти записи считались заметками самого
Фауста.
В1587 году во Франкфурте-на-Майне
книгоиздатель Иоганн Шпис выпустил книгу под названием «История о
докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», в
подзаголовке которой указывалось: «Большей частью извлечено из его
собственных посмертных сочинений».
Образ легендарного Фауста существенно
отличается от своего исторического прототипа. В книге Шписа впервые
отчетливо прозвучала основная идея легенды о докторе Фаусте — жажда
познания, для удовлетворения которой ученый готов пожертвовать своей
душой, отречься от Бога и предаться дьяволу.
Автор книги пишет, что Фауст имел
«быстрый ум, склонный и приверженный науке», и «окрылился он, как орел,
захотел постигнуть все глубины неба и земли». Для этого Фауст заключил
союз с дьяволом, и тот приставил к нему нечистого духа по имени
Мефистофель, который должен был исполнять все желания ученого и отвечать
на все его вопросы.
Значительная часть книги о Фаусте
посвящена его ученым беседам с Мефистофелем. Фауст расспрашивает
нечистого духа о небесах и о преисподней, об устройстве Вселенной, о
небесных светилах, причинах смены дня и ночи, происхождении грома и тому
подобном, и на все вопросы получает ответы в соответствии с научными
представлениями того времени.
Чтобы расширить свои познания, Фауст
пожелал увидеть вблизи небесные светила. Мефистофель предоставил в его
распоряжение повозку, запряженную двумя драконами, «как видно, из
адского пекла». На этой повозке Фауст поднялся на 47 миль в вышину и
обозрел оттуда землю, причем Мефистофель называл открывавшиеся его взору
части света и страны. Поднявшись еще выше, Фауст убедился, что хотя
солнце с земли кажется «величиной едва ли с днище от бочонка, на самом
же деле оно больше всей земли».
Затем Фауст и Мефистофель совершили
еще одно путешествие по воздуху, посетив различные страны, города и
ознакомившись со всеми известными достопримечательностями.
В другой части книги о Фаусте
рассказывается о различных мелких эпизодах из его жизни. В этих
рассказах Фауст нередко напоминает традиционного фольклорного героя —
ловкого плута, мастера забавных проделок, в которых ему охотно помогает
Мефистофель.
Так однажды Фауст при помощи
колдовства отвел глаза торговцу скотом — и продал ему вместо свиней
вязанки соломы. В другой раз он повздорил на улице с крестьянином,
который вез на продажу сено и «отпустил Фаусту много бранных слов».
Фауст ему пригрозил: «Не очень разговаривай, а не то я съем твое сено
вместе с лошадью». Неучтивый крестьянин ответил: «Ну так жри с моим
дерьмом вместе». Тогда Фауст сделал так, что крестьянину стало чудиться,
«будто у Фауста пасть величиной с чан, и пожрал он и проглотил сначала
лошадь, потом сено и телегу». Перепуганный крестьянин побежал жаловаться
бургомистру, но когда тот пришел посмотреть в чем дело, оказалось, что
лошадь и телега стоят, как и прежде, «а Фауст его только обморочил».
Хотя исторический Фауст, насколько
известно, никогда не был университетским профессором, в книге Шписа он
нередко предстает в окружении своих студентов. Фауст часто демонстрирует
студентам различные чудеса, причем происходит это преимущественно во
время студенческих пирушек. По воле Фауста бочка с вином начинает
скакать, подобно коню, тарелки и кубки наполняются сами собой, стоит
выставить их за окно, а однажды, желая потешить собравшихся за столом,
Фауст «наколдовал тринадцать обезьян, которые явились в комнату и так
чудно паясничали, как никто еще не видел. Они прыгали друг на друга,
затем взялись за лапы и стали плясать вокруг стола хороводом, а потом
выскочили в окно и пропали».
По традиции, местом пирушек Фауста со
студентами считается погребок, в Лейпциге, владельцем которого был некий
Ауэрбах. Благодаря легенде о докторе Фаусте ауэрбаховский погребок стал
одной из местных достопримечательностей. В XVII веке его стены были
украшены двумя картинами: на одной Фауст изображен пирующим со
студентами, на другой — выезжающим из погребка верхом на бочке. Под
последней картиной было подписано:
Выехал Фауст, держась за бока,
Из ауэрбаховского погребка,
Сидя верхом на бочке с вином,
И это видели все кругом.
Постигнул черную магию он
И чертом за это был награжден
Эти картины бережно сохранялись и не
раз реставрировались. В XIX веке ауэрбаховский погребок был перестроен и
стал модным рестораном.
Во время пирушек Фауст вел со
студентами и ученые беседы. Однажды, когда речь шла о Троянской войне,
Фауст при помощи колдовства вызвал образ Елены Прекрасной, «и была она
так дивно хороша собой, что студенты не знали, в уме они или нет».
Фауст и сам был поражен красотой
Елены. Он «так ее полюбил, что ни на мгновение не мог с ней
разлучиться». Елена Прекрасная оставалась с Фаустом до конца его жизни и
родила ему сына, обладавшего способностью предсказывать будущее. После
смерти Фауста и Елена и ребенок бесследно исчезли.
Заканчивается книга о докторе Фаусте рассказом «о его горестной и ужасной кончине и погибели».
Когда Фауст почувствовал приближение
смерти, он начал раскаиваться в том, что предался дьяволу, и стал
сокрушаться о своей погубленной душе. На что Мефистофель ответил ему
пословицей: «Что ты накликал, не вдруг пришло — а ведь жареная колбаса о
двух концах», после чего «исчез, оставив Фауста в полном смущении и
меланхолии».
В полночь вокруг дома, в котором жил
Фауст, «поднялся неистовый ветер, охватил его со всех сторон, так что
казалось, что рушится все и самый дом будет вырван из земли», из комнаты
Фауста слышалось «страшное шипение и свист, будто дом был полон змей,
гадюк и других вредоносных гадов», а поутру Фауста нашли мертвым.
Книга, изданная Шписом, пользовалась
огромной популярностью в народе. Эпизоды из нее стали излюбленными
сюжетами народных кукольных представлений.
Эти представления не раз вызывали
негодование духовенства. В начале XVIII века в Берлине церковники подали
жалобу городским властям, в которой говорилось: «Поскольку в не раз
исполнявшейся трагедии о докторе Фаусте показано было настоящее
заклинание бесов, коих выпустили на сцену, и кощунственное отречение от
Бога во имя нечистого, то многие в нашем городе либо открыто негодовали,
либо вместе с подателями жалобы глубоко скорбели и тяжко вздыхали».
Очевидцы утверждали, что во время
представлений «Фауста» «в толпу наряженных чертями проникали и настоящие
бесы, вследствие чего неоднократно случалось, что на поверку один черт
оказывался лишним, и не было никакой возможности понять, откуда взялся
этот четвертый, или седьмой, или двенадцатый».
Несмотря на неоднократные запрещения,
пьесы о Фаусте продолжали играть по всей Германии. Известно, что великий
немецкий поэт И.-В. Гете задумал свое величайшее произведение — драму
«Фауст», посмотрев такое кукольное представление.
Образ Фауста у Гете обретает
философскую глубину и величие, его жажда познания одушевляется
стремлением к истине. В прологе к драме Бог говорит Мефистофелю:
«И посрамлен да будет сатана!
Знай: чистая душа в своем исканье смутном
Сознаньем истины полна!»
(Перевод И. Холодковского)
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Легенда о докторе Фаусте", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.