На высокой горе, поднимающейся над седым Днепром, раскинулась широкая и
величественная площадь Богдана Хмельницкого. Здесь сверкает ровный и
чистый асфальт, ходят трамваи и троллейбусы, но стоит только
оглядеться, как на вас сразу же повеет древностью. Неподалеку от
площади, по левой стороне Владимирской улицы, сохранились остатки
Золотых ворот, выстроенных в 1037 году — во время правления князя
Ярослава Мудрого. За ними высится знаменитый Софийский собор,
заложенный князем в том же году в память победы над печенегами…
Немного найдется в мире городов, вокруг возникновения которых
происходило бы так много споров в среде ученых историков, археологов и
любителей древности. А начало этим многочисленным дискуссиям положил
Нестор-летописец, который в «Повести временных лет» поместил легенду,
согласно которой апостол Андрей в I веке побывал в Поднепровье и на
одной из киевских гор водрузил крест как символ будущего города.
«Повесть временных лет» начинает последовательное изложение истории
Киева как столицы Древнерусского государства с 862 года. Однако и сам
летописец пытался докопаться до ответа на вопрос: «Откуда есть пошла
Русская земля и кто в Киеве нача первее княжиты». Археологические
раскопки свидетельствуют, что территория нынешнего Киева была заселена
уже в I веке до нашей эры. Возникшие здесь поселения своего наивысшего
развития достигли ко II—III векам, после чего началось их постепенное
угасание. С IV века славянское население здесь стало проживать
постоянно, и с этого времени город начал расти и развиваться.
Однако проблема происхождения Киева, как указывалось выше, постоянно
привлекала к себе внимание ученых, которые приходили к самым
противоречивым выводам о времени основания города и об этническом
происхождении его основателей. Начальные шаги города над Днепром чаще
всего связывали не со славянами, а с другими народами — сарматами,
готами, гуннами, норманнами, аварами. Так, например, основываясь на
некоторых древнескандинавских источниках, Киев отождествляли с городом
Данпарстадом — легендарной днепровской столицей готов. В «Старшую Эдду»
вошли, в частности, «Речения Хамди» — один из вариантов истории
несчастной Сванхильды, выданной замуж за готского короля Германариха и
казненной им самым жестоким образом. Хамди и два его брата,
отправившиеся в путь, чтобы отомстить за смерть сестры, попадают в
столицу готского короля, где видят «дворец готов и склоны глубоких
берегов». Некоторые исследователи (например, Г. Вигфуссон) встречающееся
в тексте «Речений Хамди» слово «djupat» (глубокий) пытались исправить
на «Danpar» (Днепр) и таким образом объединить ставку Германариха на
Днепре и Киев в одно.анпарстад упоминается также в «Песне об Аттиле»,
«Херварасаге», «Песне о Хльоде и Анганте», но и отсюда можно сделать
вывод лишь о том, что в Приднепровье существовал какой-то политический
центр готов, однако это вовсе не означает, что он располагался на
территории современного Киева.
Древнерусская легенда повествует, что Киев основали три брата — Кий,
Щек и Хорив, и легенда эта в древней Руси была очень известной: так или
иначе она вошла в состав всех летописей, которые освещают начала
древнерусской истории. В «Повести временных лет» у Нестора-летописца
читаем:
«Полем же жившем особе и володеющем роды своими, иже и до сее братье
бяху поляне, и живяху каждо съ своим родом и на своих местах, владеюще
каждо родом своим. И быша три брата: единому имя Кий, а другому Щек, а
третьему Хорив, и сестра их Лыбедь. Седяше Кий на горе, где же ныне
Увоз Боричев, а Щек седяше на горе, где же ныне зовется Щековица, а
Хорив на третьей горе, от него же прозвася Хоревица. И створище град во
имя брата своего старейшего, и нарекоша имя ему Киев».
Аналогичные рассказы есть и в тех кодексах, которые отражают другие
летописные традиции, нежели «Повесть временных лет». Легенда об
основании Киева тремя братьями вскоре после своего возникновения вышла
за пределы Руси и распространилась среди соседних народов, в первую
очередь — западных славян. Со временем это предание перекочевало и в
неславянские страны: подвергаясь определенной переработке, оно нашло
свое отражение в «местных источниках» (например, армянский вариант
киевской легенды встречается в «Истории Тарона» Зеноба Глака).
Вначале Киев оставался сравнительно небольшим городом — центром
Полянского союза племен. Со временем славянские союзы переросли в
Древнерусское государство, вместе с ними рос и Киев, постепенно
превратившийся в «стольный град державы».
В середине IX века в Киеве правил Аскольд — последний представитель
династии Кия. В 862 году новгородский князь Олег и его воины «пришли к
горам Киевским». Увидев город, князь так сильно пленился его красотой,
что, покорив его, официально провозгласил Киев столицей Руси и произнес
знаменитые слова: «Да будет (Киев. — Н.И.) матерью городам русским!».
Однако, кроме приятности климата, красивости местоположения и богатства
страны, сравнительно с севером, тому были и другие обстоятельства.
Киев находился там, где Днепр, приняв самые большие притоки свои —
Припять и Десну, поворачивает на восток, в степи — жилище кочевых
народов. Здесь и должна была утвердиться главная защита от них; здесь
же, вероятно, было и сборное место для русских лодок, отправлявшихся в
Черное море.
В годы княжения Олега Русь освободилась от тяжкой и унизительной
зависимости перед Хазарским каганатом. Подобно своему предшественнику
Аскольду, князь Олег совершил два похода на Царьград (в 907 и 911 гг.) и
оба раза одержал славные победы. В русско-византийском договоре 911
года Киев выступает уже как общепризнанная столица Руси.
При преемниках Олега, князе Игоре и княгине Ольге, Киев рос и
укреплялся, но в основном он оставался деревянным городом. Правда, во
время правления княгини Ольги в Киеве уже начинается каменное
строительство.
Одну из наиболее ярких страниц в историю Древней Руси и ее стольного
града вписал князь Святослав. «Когда Святослав вырос и возмужал, стал
он собирать много воинов храбрых. И легко ходил он в походах, как
пардус, и много воевал». Действительно, недолгое княжение Святослава
было наполнено шумом походов и звоном битв: под его водительством
храбрые дружины прошли от Волги до Дуная, везде прославляя русское
оружие. Воюя в далеких странах, князь Святослав редко бывал в Киеве,
чем и воспользовались печенежские ханы — извечные враги Руси. В 968 году
они осадили Киев, в городе начался голод, не хватало воды. Но система
киевских укреплений выдержала осаду, а тут и подоспевшее войско воеводы
Претича освободило стольный Киев-град.
Богатырским, героическим временем было и правление князя Владимира
Красное Солнышко, как его назвали русские былины. Это были годы
блестящих успехов Древнерусского государства, когда складывалась и
развивалась самобытная и яркая культура древнерусской народности.
Расцвел и стольный град Киев.
На Киевских горах воссияла благодать Божья, когда русский народ принял
Святое Крещение и стал исповедовать святую веру Христову. «Что солнце
между планетами, что царь между народами, то Киев между городами. На
высокой горе стоит он, опоясанный зелеными садами, увенчанный золотыми
маковками и крестами церквей, словно святою короною», — так писал
украинский писатель Е.П. Гребенка.
Быстрый рост Киева в X — первые годы XI века отмечали все иностранные
путешественники, послы и купцы, побывавшие в нем. Город поражал
приезжих своим богатством, многолюдством, пышностью дворцов и храмов.
Т. Мерзебургский, саксонский хронист начала XI века, отмечал, что «в
большом городе Киеве насчитывается 400 церквей, восемь торжищ и
необычайное скопление народа».
В истории Киева целую эпоху составляет время правления князя Ярослава,
который крепко держал бразды правления в своих руках. Цвела при нем
Русская земля, за что и прозвали его на Руси и в других государствах
Мудрым. Во время его княжения Киев перешагнул свои первоначальные
границы и быстро расширился во всех направлениях. Да и принарядил князь
Киев не хуже Царьграда-Константинополя, возвел новые стены на земляных
валах и соорудил Золотые ворота.
Кое-кто упрекал князя в расточительности: мол, к чему эта позолота, да и
ворота слишком большие — ширина их равнялась ширине средней части
главного киевского собора. Но князь Ярослав знал, что делает, и на
украшение Божьих храмов не жалел никаких средств. А ворота — это лицо
города: пусть все — и странники, и торговцы, и друзья, да и враги тоже —
сразу видят, как богат, красив и могуч Киев И новые храмы поставил
князь в Киеве, один Георгиевский, другой Ирининский, а главную церковь
земли Русской, сердце русской митрополии, он посвятил мудрости Софии.
Софийский собор в Киеве был заложен на самом высоком месте — на поле
победоносной битвы киевлян с печенегами. Потому многокупольный
Софийский собор открывался путнику отовсюду, через какие бы ворота он
ни вошел в город. В последние годы правления князя Ярослава Мудрого
была заложена и Киево-Печерская лавра — первообраз и идеал русских
монастырей.
Слава Киева была тесно связана с жизнью Ярослава Мудрого, а со смертью
своей князь как будто унес в гроб не только счастье стольного града, но
и могущество Руси. При некоторых преемниках князя Киев еще продолжал
украшаться, в нем строились новые монастыри и церкви, однако некоторые
князья стали больше заниматься родовыми счетами и преследовать личные
цели. Они не только не щадили «матери городов русских», но и интересами
Руси пренебрегали, сами водили в нее врагов и вместе с ними разоряли и
страну, и первопрестольный Киев-град.
Приходилось терпеть Киеву и ужасные разорения от соотечественников:
так, например, суздальский князь Андрей Юрьевич в 1169 году приступом
взял Киев, разграбил его, а потом отдал на расхищение своим союзникам.
Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» писал: «Победители, к
стыду своему, забыли, что они россияне: в течение трех дней грабили не
только жителей и дома, но и монастыри, церкви, богатый храм Софийский и
Десятинный, похитили иконы драгоценные, ризы, книги и колокола». В
1204 году Рюрик Ростиславич, желая возвратить себе Киев, позвал половцев
и вместе с ними взял город приступом. Потом он не только разграбил
город, но не пощадил даже жизни старцев и невинных детей.
Однако выгодное географическое положение давало Киеву возможность
быстро возрождаться, поэтому восстававший после каждого нашествия город
еще долго привлекал к себе взоры и враждовавших между собой русских
князей, и соседей-кочевников.
А потом последовало грозное нашествие монголо-татар, которое на долгие
годы повергло город в безвестность. Монголо-татары во главе с Менгу,
двоюродным братом хана Батыя, приблизились к Киеву в 1239 году. По
словам летописей, вражеские военачальники так «удивились красоте и
величеству города», что Менгу не решался штурмовать укрепления
древнерусской столицы, а пытался склонить киевлян к сдаче, на что те
ответили гордым отказом. Пришлось послам возвращаться ни с чем, но в
1240 году объединенные войска хана Батыя переправились через Днепр и
осадили Киев. Галицкий летописец так сообщал о появлении возле города
несметных вражеских полчищ:
«Пришел Батый к Киеву с большой силой, со множеством своих воинов,
окружил город, обступила сила кочевников, и был город в великой осаде… И
нельзя было голоса слышать от скрипения множества телег, от рева
верблюдов и от ржания стад его коней. Вся Русская земля наполнилась
воинами!»
Разрушив Киев, орды хана Батыя понеслись на запад и, словно огненный
смерч, прокатились по Волыни и Галицкому княжеству, разорили Польшу и
Венгрию. Долгое время не мог оправиться Киев после нашествия армии хана
Батыя. Овладев городом, монголо-татары уничтожили часть жителей,
которые защищали его, а другую часть (в основном ремесленников) увели с
собой. Число киевских жителей сократилось с 50000 до 2000—3000. К
середине XIII века татар в Киеве сменяют литовцы, потом поляки.
В середине XVII века начинаются кровопролитные войны против господства
польской шляхты. Во главе казачества тогда стоял запорожский гетман
Богдан Хмельницкий. После ряда славных побед он торжественно направился
к Киеву, где его радостно встречали и оказывали всякие почести. Когда
Богдан Хмельницкий изгнал из всей Украины польских помещиков, поляки
объединились с татарами и турками, решив окончательно захватить Украину.
И тогда гетман обратился к московскому царю Алексею Михайловичу, прося
его принять Украину под свое покровительство и присоединить к России. С
этого времени начинается новая славная страница в истории Киева —
города, на долю которого выпало много всякого рода испытаний и
превратностей судьбы…
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Киев - мать городам русским", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.